Александр Козлов: ВЭФ-2018 будет еще более масштабным

10.09.2018
Александр Козлов: ВЭФ-2018 будет еще более масштабным

Александр Козлов: ВЭФ-2018 будет еще более масштабным

 

От ВЭФа до ВЭФа, или как изменился самый большой регион страны за год, как идет работа по подъему его экономики и развитию социальной сферы, какие  задачи стоят сегодня перед новым руководством Минвостокразвития, - обо всем этом журнал «Окно в АТР» вёл разговор с министром РФ по развитию Дальнего Востока Александром Козловым накануне главного события страны на востоке - IV Восточного экономического форума.

 

- Президент Владимир Путин назвал опережающее освоение Дальнего Востока национальным приоритетом ХХI века. Так что Минвостокразвития – объект особого внимания россиян. Каковы сегодня ваши первоочередные задачи?

 

Ключевой момент – приоритет на весь ХХI век. Работы на Дальнем Востоке столько, что хватит и нам, и нашим детям, и внукам. За пять лет уже сделано немало. Создана современная нормативная база, которая позволила сформировать конкурентные условия для реализации инвестиционных проектов в нашем регионе. В результате в нашем регионе работают 18 территорий опережающего развития, режим Свободного порта действует в 5 дальневосточных регионах. На Дальний Востока начали приходить инвестиции. По итогам 2017 года рост инвестиций в основной капитал составил 17,1%. Это лучший показатель в стране.

 

Сегодня мы, не сбавляя темпов по привлечению инвесторов, приступаем к новому этапу – созданию комфортных условий для дальневосточников. В первую очередь, идет обустройство современной социальной инфраструктурой точки роста экономики региона. Их на Дальнем Востоке 41. Это города и поселки, где реализуются масштабные инвестиционное проекты. Например, город Свободный в Амурской области, рядом с которым идет крупнейшая стройка страны – Амурский газоперерабатывающий завод. Большой Камень в Приморском крае, где строится завод «Звезда», самая мощная судоверфь в стране.

 

К концу 2020 года завершится строительство и реконструкция более 190 объектов. Это школы, детские сады, больницы и поликлиники, спортивные и культурные центры, коммунальная инфраструктура. То, чего Дальнему Востоку так не хватает сегодня.Средства на эти цели запланированы в федеральном бюджете, и они уже поступают в дальневосточные регионы. В этом году начинаются работы сразу по 163 проектам.

 

- Успеют ли подрядчики к сроку? Ведь стройки зачастую затягиваются.

 

Будем контролировать. Мы договорились с регионами о сверке часов. Разработаны планы-графики, где четко обозначены сроки. На самих стройках будут установлены камеры фото- и видеонаблюдения. Наша задача – сделать все, чтобы новая инфраструктура была построена в срок и с высоким качеством. Ее ждут дальневосточники.

 

- В стране начинается реализация майского Указа Президента, направленного на повышение качества жизни в стране в целом. Дальний Восток уже определился, как будет работать в этом направлении?

 

- Работа идет. В майском Указе Президента четко обозначены цели, которые необходимо достичь к 2024 году. Так, например, продолжительность жизни должна увеличиться до 78 лет. Сейчас в нашем регионе она составляет 70,1 года, тогда как в среднем по стране – 72,9. Поэтому мы должны двигаться быстрее, чем другие регионы.

По поручению Президента, к октябрю должны быть готовы 12 национальных проектов по ключевым отраслям, среди которых демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, качественным и безопасным дорогам. Все дальневосточные регионы внесли свои предложения о том, что надо сделать, чтобы достичь целевых показателей. Единая концепция реализации Указа Президента на Дальнем Востоке будет представлена на заседании Президиума Госсовета во Владивостоке, которое состоится в дни IVВосточного экономического форума.

 

- Вернемся к экономике. На Дальнем Востоке 18 территорий опережающего развития и в ряде регионов действует режим Свободного порта. Что показала практика их применения, как она сказалась на «инвестиционном климате»? Что тут изменилось, например, от ВЭФ – 2017 до ВЭФ – 2018?

 

Цифры говорят сами за себя. Накануне третьего Восточного экономического форума в дальневосточных ТОРах и СПВ работало 454 резидента с общим объемом инвестиций 819 млрд рублей. Количество рабочих мест – 57261. Сегодня количество резидентов увеличилось более чем в два раза - 1141. Объем инвестиций по соглашениям более чем в три раза - 2 трлн 795 млрдрублей, рабочих мест – почти в два раза 104,88 тысяч.

Уже работает 134 новых предприятия. Более 29 тысяч рабочих мест создано. Все это говорит о том, что новые механизмы развития Дальнего Востока востребованы бизнесом. Безусловно, мы не будем останавливаться на достигнутом. Нельзя что сделать раз и навсегда, пусть даже это будет качественный продукт. Жизнь меняется, страны-соседи создают новые кейсы для инвесторов, и Дальний Восток поэтому совершенствует свои. В начале августа Президент Владимир Путин подписал закон о так называемой «дедушкиной оговорке», согласно которому условия для инвесторов ТОР и СПВ не могут меняться в течение 10 лет. Подписан также закон о распространении упрощенного визового режима на дальневосточные международные аэропорты. Ранее иностранные граждане, в том числе и деловые люди, могли по электронной визе прилететь только в аэропорт Владивосток.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы заемные средства, так называемые «длинные дешевые кредиты» были более доступными для дальневосточных инвесторов. Находится на согласовании проект постановления Правительства РФ, согласно которому для резидентов ТОР и СПВ будет субсидироваться процентная ставка до 1%.

 

- Регионы Дальнего Востока неоднородны по экономическим, финансовым возможностям. Есть ли способы подтянуть отстающих? Как помогают их реализации, принятые в последние годы льготы, преференции?

Регионы разные, у каждого свои особенности. И преимущества, которые необходимо конвертировать в рост экономики. Прежде всего, это богатая ресурсная база. Другое дело, что многим территориям, особенно серверным, требуется помощь в обеспечении транспортной и энергетической инфраструктурой. Мы работаем над этим вместе с профильными министерствами – Минтрансом и Минэнерго.

Есть предприятия, которым уже оказана инфраструктурная поддержка. Так в Магаданской и Еврейской автономной области появились два крупнейших для этих регионов производства: ГОКи на базе Наталкинского золоторудного и Кимкано-Сутарскогожелезорудного месторождения.А это новые рабочие места, поступления в бюджеты, серьезный импульс развитию экономики регионов.

Юг Дальнего Востока: Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область и Приморский край обладают большим потенциалом в сельском хозяйстве, кроме того, это традиционно промышленные центры, близкие к крупнейшим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. И новые механизмы развития экономики помогают развить эти преимущества.

Что касается сельского хозяйства – у нас три дальневосточные ТОР имеют исключительно сельскохозяйственную специализацию. Это ТОР «Михайловский» в Приморском крае, «Белогорск» в Амурской области, «Южная» на Сахалине. В наши ТОРызашли крупнейшие инвесторы, такие, как «Русагро» и «Мерси Трейд». Они уже реализуют свои проекты. В Приамурье построен и уже выпускает продукцию первый в России завод по глубокой переработке сои. В результате прошлый год нам дал 8,2% рост сельскохозяйственной отрасли. Наибольшие темпы роста в Приморском крае и Амурской области. 13,8% и 12,9% соответственно. Приморье вообще вошло в тройку регионов-лидеров по России по темпам роста индекса производства продукции сельского хозяйства. Амурская область – на четвертом месте.

И в эту сферу приходят новые инвесторы. Например, компания с участием вьетнамского капитала «Тиэйч-рус милкфуд» планирует строить три животноводческих комплекса и молокозавод в Приморском крае. Китайская компания «ЧжундинДайриФармин» реализует инвестиционный проект по строительству 20 животноводческих комплексов на 50 тысяч голов, молокозавода и комбикормового завода.

Хорошие заделы у промышленного производства. В прошлом году его рост составил 2,2%. Учитывая, что на Дальнем Востоке разворачиваются такие гиганты, как Амурский газоперерабатывающий завод, судоверфь «Звезда», «Новатэк» со строительством завода по производству сжиженного газа, промышленность будет уверенно расти и подтягивать за собой сопутствующее производство.

 

-Вы упомянули близость региона к крупнейшим рынкам АТР. Есть ли серьезные подвижки в развитии экономических, торговых связей с этими странами? Какие тут есть еще резервы?

За последние пять лет доля Дальнего Востока по притоку иностранных инвестиций в страну увеличилась в 15 раз с 2% в 2013 году до 30% в 2017 году. Мы сегодня уверено лидируем. В дальневосточных ТОРах и Свободном порте Владивосток работает 73 компании с участием иностранных инвестиций. Общий объем средств, которые они вкладывают в регион составляет сегодня 223,713 млрд рублей.Это примерно 8 % от всего объема инвестиций, привлеченных на Дальний Восток за последние 5 лет.

Сферы деятельности совершенно разные: от автомобильного производства до сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и производства строительных материалов, жилищного строительства и рыбопереработки.

Растет и объем внешней торговли ДФО. По итогам 2017 года рост составил на 17%. В абсолютных цифрах это 28,53 млрд долларов США. Первые полугодие2018 года также показывает рост товарооборота на 11,47%.

Процесс набирает обороты. Сегодня готовится к реализации ряд новых совместных проектов. Крупнейшие из них – строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае, инвестор – китайская компания ChinaPaper, высокоскоростной магистрали, соединяющей Владивосток и китайский город Муданьцзян, освоение Крутогоровского месторождения на Камчатке совместно с индийским инвестором ТAТA Power.Это самый крупный российско-индийский проект на Дальнем Востоке. Иностранные инвесторы видят, что на Дальнем Востоке сегодня реализовывать проекты выгодно и перспективно. Мы предлагаем одни из лучших условий в АТР, сопровождаем инвестора на каждом этапе реализации его проекта, помогаем с привлечением кадров. Наши иностранные партеры это ценят.

 

- Сегодня широко обсуждается идея создания Экономического пояса Шелкового пути. Что значит он для региона, для России, какое участие в реализации этого проекта принимает Минвостокразвития?

Эта идея не просто обсуждается, она реализуется. Это глобальный проект Китайской Народной Республики, который она воплощает в жизнь совместно с рядом стран, в том числе и Россией. «Один пояс – один путь» предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути из Китая в Европу. Лидеры наших государств Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о сотрудничестве стран в этом направлении, сопряжении стратегий развития китайской инициативы и транспортных путей Евразийского экономического союза.

Часть этого глобального проекта – развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Они соединяют северо-восточные провинции КНР Хэйлунцзян и Цзилинь с незамерзающими российскими портами на юге нашего региона, а далее китайские грузы могут идти кратчайшим морским путем в Европу через северное побережье нашей страны. По оценкам международных экспертов, реализация проекта позволит на 25% увеличить грузооборот портов Дальнего Востока, а китайским грузоотправителям – сэкономить до 1 млрд долларов США.

На данный момент с российской стороны уже принят ряд важных решений для развития этого проекта. В частности, в Приморье заработали в круглосуточном режиме пункты пропуска через государственную границу. Вместо множества – определен один орган -таможня, -  осуществляющий контроль грузов на границе. Введено электронное декларирование грузов. Установлены предельные сроки таможенного контроля транспортных средств – 20 минут для легкового автомобиля и не более трех часов для морского судна. В результате мы уже видим существенный рост грузооборота. По итогам прошлого года по международному транспортному коридору «Приморье-1» перевезено в 2,2 больше грузов, чем в 2016 году. В цифрах это 155 тысяч тонн.

С китайской стороны подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование модернизации инфраструктуры коридоров. Этим занимается крупнейшая компания «ЧайнаКоммуникэйшнсКонстракшн Компани». Сейчас проект дорабатывается, и мы рассчитываем в скором времени подписать межправительственное соглашение о развитии «Приморье-1» и «Приморье-2».

 

-  Чего ожидаете от ВЭФ – 2018. Какие проблемы намерены на нем обсудить, что нового предложить участникам?

Восточный экономический форум для нас — это, с одной стороны, подведение итогов, того, что сделано за год, каких результатов удалось достичь в подъеме нашего региона. С другой стороны, форум, интерес к которому растет в политических и деловых кругах во всем мире, дает новый импульс, задает новые пути развития международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На российском Дальнем Востоке в частности. И, конечно, важнейшее значение форума – подписание соглашений о реализации инвестиционных проектов на нашей территории. В прошлом году было 217 соглашений на сумму 2 трлн 496 млрд рублей. Рассчитываем в этом году на не меньшие объемы.

ВЭФ-2018 будет еще более масштабным. Приглашения получили лидеры КНР, Республики Корея и Японии. Также наряду с традиционными бизнес-диалогами со странами АТР планируется проведение круглых столов с предпринимателями из Европы, Индии, Вьетнама и ЮАР. Ожидается визит французской делегации.

Одна из ключевых тем четверного форма -  развитие приоритетных отраслей Дальнего Востока. Тех, которые «двигают» экономику региона. Среди них нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аквакультура, развитие портовой инфраструктуры, лесная отрасль и туризм. Вот здесь важно определить новые задачи, разобраться с проблемами, которые мешают двигаться вперед. Выслушать инвесторов.

В деловой программе будет усилен блок, посвященный развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Это основное отличие от первых трех форумов. У нас открываются новые высокотехнологичные производства, и встает вопрос обеспечения их квалифицированными кадрами. При этом необходимо понимать, какие профессии нужны будут региону через год, через пять лет. Вот для этого-то мы и ведем сегодня большую совместную работу с дальневосточными предприятиями, вузами и учреждениями среднего профессионального образования. И, конечно, речь пойдет о реализации национальных проектов в нашем регионе.  В общем, форум будет о том, чем сегодня живет Дальний Восток, что нужно нашему региону для уверенного развития на десятилетия вперед.

Еще материалы
Юрий Трутнев представил врио губернатора Приморского края
Назначенный врио губернатора Приморья Олег Кожемяко подчеркнул, что готов продолжать развитие края.
«КРИЗИС ПОЗАДИ, НО НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ»
Президент в ходе очередной «прямой линии» ответил на вопросы россиян.
«ВСЕ ОНИ - ЛЮДИ ИЗВЕСТНЫЕ»
Утвержден новый состав правительства России

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время