«СДЕЛАНО В ТОР И СПВ»

22.06.2018
«СДЕЛАНО В ТОР И СПВ»

«СДЕЛАНО В ТОР»

Переломить ситуацию, остановить отток населения с Дальнего Востока можно лишь одним способом – создать комфортные условия для проживания, рабочие места, достойный жизненный уровень. И тогда человек задумается: а зачем куда-то ехать, если и здесь хорошо? Обеспечить мощный экономический рост призваны ТОРы – территории опережающего развития. В Приморском крае их четыре: «Надеждинская» (39 резидентов), «Михайловский» (11 резидентов), «Большой Камень» (15) и «Нефтехимический» (1). Общий объем инвестиций составляет более 965 млрд руб. На момент реализации всех проектов предусмотрено создание около 24 000 рабочих мест. Как идет реализация проектов ТОР в нашем крае, каков первый успешный опыт? Это попытался выяснить на своих страницах журнал «Окно в АТР».

 

112 ПРОЕКТОВ, 980 РЕЗИДЕНТОВ

Недавно на острове Русском в кампусе ДВФУ состоялся V Медиа-саммит-2018, где были представлены результаты режимов ТОР и СПВ на панельной сессии «ТОР и СПВ – в центре внимания. Результаты функционирования режимов». В числе спикеров в ней приняли участие руководители компаний «ДНС Групп», «ДВ-Инжиниринг», «Композитное кораблестроение», «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» и «ССК «Звезда». Из представителей власти присутствовали врио вице-губернатора Приморского края Константин Богданенко, глава города Владивостока Виталий Веркеенко. Тон мероприятию задал генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Денис Тихонов.

– Ровно год тому назад в этом зале мы обсуждали вопросы о развитии ТОР и СПВ, взаимодействии со СМИ, их роли в развитии бизнеса, который у нас работает. Тогда мы вынесли для себя урок: нужно говорить сразу о главном. У нас очень много экономических схем, которыми мы оперируем, развивая модель ТОР и СПВ. Но людей интересуют простые вещи – реализованные проекты, созданные рабочие места, налоги, которые они платят. Это среда, которую они формируют за счет точек экономического роста. Сегодня мы можем сказать, что 112 проектов ТОР и СПВ у нас реализовано. Создано почти 12 тысяч рабочих мест, 225 миллиардов рублей вложено резидентами и инвесторами в экономику Дальнего Востока. Вместе с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока сегодня работаем над упрощением и облегчением контрольно-надзорной нагрузки на предпринимателей. Мы пытаемся встроиться между контрольными органами и нашими резидентами для того, чтобы проверяли нас за них, освободив инвесторов от большей части проверок.

«БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ»
ВИДНО ИЗДАЛЕКА

В ТОР «Большой Камень» по поручению Президента России Владимира Путина «Роснефть» и «Газпромбанк» реализуют проект судостроительного комплекса «Звезда». Объем инвестиций – 145,5 миллиардов рублей. Первая очередь была введена в эксплуатацию в 2016 году. Пилотный заказ планируется сдать уже в 2019 году.

400 КВАРТИР ДЛЯ РАБОТНИКОВ
ССК «ЗВЕЗДА»

В ходе рабочей поездки в Примор-ский край Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов посетил ТОР «Большой Камень».

На территории Большого Камня ведется строительство нескольких микрорайонов для сотрудников судостроительного комплекса «Звезда».

«Сейчас на предприятии работает больше 1300 человек, а к моменту завершения строительства всего комплекса будет создано около 7500 рабочих мест», – сообщил генеральный директор ООО «ССК «Звезда» Сергей Целуйко.

Первые два дома в микрорайоне «Пятый» уже введены в эксплуатацию и заселены. В этом году начнется строительство еще четырех домов, на 308 квартир. Окончание строительства запланировано на 2 квартал 2019 года. Сейчас строители также возводят дома в «Шестом» микрорайоне. Всего здесь должно появиться 1100 квартир, из которых 428 закончат уже к концу текущего года.

«Корпорация развития Дальнего Востока сейчас занимается проведением внутриквартальных сетей, а также ливневой канализации. Одним из острых вопросов для нас сейчас является обустройство очистных сооружений для ливневок «Пятого» и «Шестого» микрорайонов», – рассказал генеральный директор «Корпорации развития Дальнего Востока» Денис Тихонов.

Главе Минвостокразвития рассказали и о перспективных микрорайонах на этой территории. К 2020 году планируется построить 600 квартир в микрорайоне «Садовый», 944 квартиры появятся в «Нагорном» микрорайоне к 2021 году. Утверждается концепция микрорайонов «Солнечный» и «Зеленый».

«При строительстве важно уделить внимание созданию обеспечивающих сетей: например, сегодня есть небольшое отставание по строительству котельных для микрорайонов. Оно пока не критичное, и убежден, что его проще преодолеть на нынешнем этапе. Поэтому подрядчик вместе с Корпорацией должны в ближайшие дни проработать вопрос и перераспределить работников для наверстывания упущенного», – дал поручение Александр Козлов.

В ежегодном отчете перед Законодательным Собранием врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко сказал, что уже заключены контракты на строительство четырех судов снабжения ледового класса. Подписано соглашение о разработке и строительстве еще пяти танкеров последнего поколения типа «Афрамакс» с использованием газомоторного топлива, которое соответствует самым строгим международным экологическим стандартам. На эти танкеры уже есть первые иностранные заказчики.

Предусматривается создание комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, а также строительство морского терминала в заливе Восток. Якорный резидент – «Восточная нефтехимическая компания». Объем инвестиций по проектам составляет 725 миллиардов рублей. Период реализации проекта – с 2018 по 2025 годы.

СВОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

Режим территории опережающего развития помог начать строительство завода по производству автомобильных двигателей во Владивостоке и выпустить новую марку автомобиля благодаря административным преференциям. Об этом на V Дальневосточном МедиаСаммите в ходе сессии, организованной АО «Корпорация развития Дальнего Востока», сообщила директор по взаимодействию с государственными органами ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» Варвара Насырь.

«Год назад мы оказались в ситуации, когда есть проектная документация, земля принадлежит нам, но мы не можем на ней строить. Возникли риски срыва сроков проекта. В этот момент мы поняли, что надо что-то быстро менять, и обратили взор на территорию опережающего развития «Надеждинская». Соглашение о статусе резидента было согласовано за рабочую неделю. Разрешение на строительство нам выдали за два дня. Став резидентом, компания получила все документы, необходимые для реализации проекта, – заявила Варвара Насырь. – В феврале 2018 года мы запустили производство нового автомобиля Mazda CX-9. Сегодня активно идет выполнение нашего основного проекта – строительства завода по производству двигателей. Возведение корпуса завершено, заканчивается устройство инженерных сетей, скоро начнется монтаж оборудования».

ПОЩУПАТЬ СВОИМИ РУКАМИ

ТОРы и СПВ работают на территории Приморского края недавно, но уже появился реальный результат в виде производимой продукции. В рамках V Дальневосточного МедиаСаммита прошла выставка продукции и достижений резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, организованная при участии Минвостокразвития, Корпорации развития Дальнего Востока и Приморского отделения Союза журналистов России. Экспозиция, разместившаяся в кампусе ДВФУ на острове Русском, состоит из стендов предприятий, выпускающих продукты питания, электротехнику, автомобили, а также представлена макетом третьей очереди специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт» и орудиями лова рыбы. Проводимая выставка позволяет продемонстрировать реальные результаты деятельности инвесторов ТОР и СПВ. В дальнейшем планируется расширять число участников и ассортимент продукции.

ЗАВОДЫ, КОМПЛЕКСЫ И ХОЛДИНГИ

На сегодняшний день в Приморском крае в режиме ТОР функционируют такие предприятия, как ООО «Мерси трейд» (ТОР «Михайловский») – строительство комбикормового завода и элеваторного комплекса; ООО «Приморский бекон» (ТОР «Михайловский») – строительство свиноводческих комплексов общей численностью около 500 000 голов в год. В процессе поэтапного запуска заработал свинокомплекс № 1.

Далее идет ООО «ХорольАгроХолдинг» (ТОР «Михайловский») – закупка с/х техники для организации производства сои; ООО «Приморский завод «ЕВРОПЛАСТ» (ТОР «Надеждинский») – строительство завода по производству заготовок пластиковой тары. ООО «Звезда Морские Технологии» (ТОР «Большой Камень») – внедрение информационных технологий и систем в работу ООО «ССК «Звезда».

В общей сложности сегодня на рассмотрении в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» находятся 74 заявки на заключение соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего развития и Свободного порта Владивосток, объем инвестиционного портфеля составляет около 42 млрд рублей. Реализация проектов позволит создать более 3460 новых рабочих мест.

СВИНОКОМПЛЕКС НА 500 ТЫСЯЧ ГОЛОВ

Одним из самых крупных резидентов ТОР по праву считается ООО «Мерси Агро Приморье». Оно реализует проект в Спасском муниципальном районе «Строительство группы свинокомплексов на 500 тысяч голов». Свинокомплекс на 83 тысячи голов компания уже ввела в эксплуатацию, а сегодня завершает строить комбикормовый завод и элеватор. Стоимость проекта 20 млрд 270 млн руб. Требуемые вложения: 14 млрд руб. Срок реализации – 2015-2024 гг.

 Основная часть резидентов ТОР появилась сравнительно недавно. Исключением является ООО «Приморский завод «ЕВРОПЛАСТ», занимающийся производством заготовок пластиковой тары. Завод был основан в 2000 году в г. Владивостоке. Его продукция ориентирована на потребителей ПЭТ-преформ и укупорочных колпачков. Производство продукции осуществляется на высокоточном оборудовании известных мировых производителей. Приморский завод входит в холдинг «Объединение предприятий «Европласт». География объединенного предприятия довольно обширна. Его филиалы находятся не только в Приморье, но и в Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону, Солнечногорске, Гатчине.

САМАЯ ВОСТРЕБОВАННАЯ

ТОР «Надеждинская», где в качестве резидента заработала компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», – это многопрофильная производственно-логистическая площадка типа «Greenfield», расположенная в п. Новый. Она расположена в Надеждинском районе в 32 км от города Владивостока на площади 806,8 га.

ТОР «Надеждинская» появилась в числе первых, она учреждена в июне 2015 года. В настоящее время площадь промышленной площадки этой ТОР заполнена более чем на 90%, она является самой востребованной для потенциальных резидентов.

На сегодняшний день в ТОР «Надеждинская» подписаны соглашения с 39 резидентами, которые заявляют проекты в самых разных сферах: рыбопереработка, производство строительных материалов, автокомпонентов и прочее. В этом списке ООО «Инком ДВ Лоджистик» (складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность), ООО «РЕВ-СтройПром» (производство неметаллической минеральной продукции), АО «Производственно-логистический комплекс «ПРИМОРСКИЙ КОНДИТЕР» (производство пищевых продуктов) и другие.

В ходе недавнего общения представителей АО «КРДВ» и 12 наиболее активных резидентов ТОР «Надеждинская» были обсуждены вопросы комплексного сопровождения деятельности компаний и формирования инженерной инфраструктуры, которая является основой функционирования ТОР в целом.

Объекты электро-, водо- и газоснабжения, водоотведения в ТОР «Надеждинская» строятся совместно с администрацией Приморского края. В настоящее время завершено строительство автомобильной дороги «Зима Южная–Раздольное–Хасан». КГУП «Приморский водоканал» создает систему водоснабжения и водоотведения. На площадке активно ведется строительство подстанции 220 кВ «Промпарк», которая будет поставлена под напряжение в июле текущего года. На время строительно-монтажных работ резиденты имеют возможность подключения по временной схеме от существующих сетей АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».

В 2018 году к сетям в первую очередь будут подключены резиденты, которые вводят свои объекты до конца года. С каждым резидентом идет индивидуальная работа по выдаче технических условий. Многие компании активно участвовали в проектировании внутриплощадочных сетей связи, электроснабжения, внутриплощадочных автомобильных дорог и ливневой канализации, передавая необходимые данные. Остальные также могут подать заявку на подключение.

В ходе встречи была доведена информация о работах по обеспечению резидентов газоснабжением. Строительство ГРС «Артем», газопровода, отвода и межпоселкового газопровода до ТОР «Надеждинская» включено в программу газоснабжения Приморского края. Проектирование завершено, подрядная организация определена. В мае «Газпром» приступает к строительству. Подача газа намечена на июнь 2019 года.

Также предприятия малого и среднего бизнеса – резиденты ТОР «Надеждинская» получат возможность арендовать по льготной ставке площади в производственно-административном здании, проектирование которого ведет Корпорация.

В ходе встречи участникам было предложено дать свою оценку инициативе Корпорации создания зонтичного бренда «Сделано в ТОР и СПВ». По словам Владимира Печурчика, это не просто значок, который предлагается размещать на своей продукции, это бренд, который мы будем постоянно продвигать, в том числе силами других институтов развития Дальнего Востока.

«ЧТОБЫ ЛЮДИ ВИДЕЛИ»

Многие из представителей инвесторов проявили заинтересованность в этом проекте. Например, генеральный директор ООО «Завод № 1» Алексей Исаков, предприятие которого уже ведет строительство жилых многоквартирных домов в статусе резидента СПВ, а проект на территории опережающего развития создан для обеспечения собственного производства за счет выпуска железобетонных изделий и снижения во Владивостоке себестоимости квадратного метра жилья, выразил готовность ставить оттиск логотипа на панелях. «Чтобы люди видели, что наша продукция выпущена именно в ТОР», – подчеркнул руководитель компании.

Резидент ТОР в лице ООО «Завод № 1» уже приступил к проведению изыскательских и проектных работ на выделенном Корпорацией земельном участке. «Вода, канализация, дорога – все устраивает, просто берем и делаем, – заявил Алексей Исаков. – Проект готовим таким образом, чтобы потом не приходилось вносить корректировки и изменения. Мощность завода рассчитана на строительство в год 50 000 кв. метров жилья, но мы предусмотрели перспективу увеличения объемов до 100 000 кв. м. Летом выходим на площадку, огораживаем территорию, обустраиваем съезды. Заявки на техподключение мы уже подали, причем с учетом планируемых к использованию технологий. Мы готовы пойти на дополнительные расходы – тянуть электричество от основной ТП, которая будет установлена на участке, и построить подстанцию».

БЕЗ НДС
И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Менеджер проекта ООО «ТерминаТОР» Владимир Насулич считает, что регулярные встречи с инвесторами, проводимые АО «Корпорация развития Дальнего Востока», дают возможность совместно решать возникающие задачи и синхронизировать действия. «Осенью должен начаться знаковый период – мы начнем подключаться к внешним сетям, будет готово здание, завезено оборудование, которое в России будет установлено впервые, – рассказал представитель компании. – В июне, после завершения выполняемой сегодня вертикальной планировки участка, мы планируем начать строительство. Готовность здания и смонтированное оборудование позволит нам запустить производственный процесс. Для нас это серьезная ответственность. Но наша команда не в первый раз поднимает задачи подобного масштаба, поэтому мы полностью готовы реализовать проект в намеченные сроки. Льготный режим позволяет не платить ввозной НДС и таможенные пошлины на материалы для строительства и оборудование, а также иные импортные материально-технические ресурсы. Ежедневное взаимодействие с Корпорацией помогает понимать, что мы все делаем правильно».

Компания «Русский минтай», реализующая проект по строительству современного комплекса по переработке рыбы, планирует приступить к строительству в августе 2018 года. Рассчитывая на инфраструктурные объекты, компания намерена построить завод раньше намеченных сроков.

Необходимо создать не только комфортные условия для проживания приморцев, но и рабочие места. В том числе и на территориях опережающего развития, которые нуждаются в квалифицированных специалистах. В качестве примера можно привести верфь в Большом Камне, где будут строить суда для перевозки углеводородов.

– Помимо того, что мы теперь сами будем строить корабли, нам нужны и специалисты, которые смогут водить эти суда, – сказал врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко. – У меня простой подход: надо готовить в институтах тех специалистов, которые необходимы для создаваемых предприятий. У нас тех же корабелов нет, нет высококвалифицированных специалистов в химии, управлении энергетикой, операторов по портовым мощностям. Много надо специалистов, но их надо обучать, но при этом они должны работать на местных предприятиях.

По его словам руководителя края, проекты такого уровня, как ТОРЫ, должны быть обеспечены специалистами высоких квалификаций. Глава Приморья акцентировал внимание, что важно приложить все усилия, чтобы обеспечить качественный рывок в экономическом развитии региона, в подготовке в крае своих достойных специалистов, которые займут вновь созданные рабочие места.

Еще материалы
ВЭФ-2018 стал рекордным по суммам подписанных соглашений
Подведены окончательные итоги по количеству и объемам подписанных на VI Восточном экономическом форуме документов. Всего было подписано 220 соглашений, контрактов, меморандумов, протоколов на сумму 3 трлн 185 млрд рублей.
Владислав Шпорт, губернатор Хабаровского края:
В течение последних четырех лет ежегодный экономический рост Дальнего Востока превышает общероссийский уровень. Более того, 2017 году тенденция опережающего развития дальневосточных регионов заметно усилилась. Особенно успешным был он для Хабаровского края.
Учредитель «Восточного ЛУЧа»: «Все крутили пальцем у виска и говорили, что это авантюризм»
"Восточный ЛУЧ» сбросил цену за квадратный метр жилья до 35 тысяч рублей, построил три девятиэтажных дома за один год и принял на себя тяжкое бремя по решению проблемы с дольщиками в микрорайоне «Снеговая Падь

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время