"У нашего партнерства новые горизонты"

30.11.2017

Интервью Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки журналу «Окно в АТР»

 

  1. Как Вы оценили бы итоги сотрудничества в дальневосточном регионе с партнерами из КНР за последние годы?

Китайский бизнес сегодня открывает для себя Дальний Восток по-новому. Предприниматели из этой страны увидели, что те условия, которые создаются российским государством для развития деловой среды, работают. Подъем Дальнего Востока на деле является приоритетом национальной политики России. Создаются новые предприятия, появляются новые рабочие места. За два года в регионе открылось 67 заводов и фабрик, создано почти пять тысяч рабочих мест. До конца года количество открывшихся предприятий возрастет до 91. А в следующем году их будет уже 150. Успех уже работающих инвестиций сегодня активно привлекает новый бизнес.

В результате за два года резидентами территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток стали 28 компаний с участием китайского капитала. Объем инвестиций – четыре миллиарда долларов США. Это составляет 7% от общего объема капиталовложений в регион. Увеличился и масштаб совместных проектов. Здесь я имею в виду, прежде всего, развитие трансграничной инфраструктуры. Сегодня активно строятся два «моста дружбы» через реку Амур: Благовещенск – Хэйхэ и Нижнеленинское – Тунцзян. На треть увеличился товарооборот между Дальним Востоком и Китайской Народной Республикой. За восемь месяцев текущего года он вплотную приблизился к отметке в пять миллиардов долларов США.  Объем подписанных соглашений с китайскими компаниями на третьем Восточном экономическом форуме составил 5,5 миллиардов долларов США.

Огромный вклад в увеличение объемов сотрудничества вносят теплые дружеские отношения глав наших государств – Владимира Владимировича Путина и Си Цзиньпина. В течение 2017 года лидеры России и Китая встречались уже пять раз, и это говорит о том, что наши страны решительно поддерживают друг друга в защите своих ключевых интересов.

Мы очень рады такому началу, но считаем, что потенциал нашего сотрудничества намного больше. В рамках 22-й регулярной встречи глав правительств России и Китая, которая состоялась в начале ноября, я встретился с руководством крупнейшего бизнеса в КНР. Наши партнеры хотят инвестировать в Дальний Восток, они видят серьезные перспективы развития своего бизнеса в нашем регионе. По целому ряду проектов мы достигли очень большого прогресса. Это китайские инвестиции в трансграничную инфраструктуру, и в лесопереработку, и в сферу туризма, и в промышленное производство.

  1. Расскажите подробнее, о каких именно проектах шла речь?

Все переговоры были по существу, максимально конкретно. С детальным обсуждением шагов, какие необходимо предпринять, чтобы каждый проект реализовался на Дальнем Востоке. С председателем совета директоров компании «Хэбэй Луаньхэ Групп» мы обсудили создание в регионе кластера по переработке стали и производству сталелитейной продукции. И это предложение китайской стороны. Комплекс будет включать в себя основные производства, предприятия по переработке отходов и точки по продажам продукции. Объем инвестиций составит порядка двух миллиардов долларов США. На первом этапе комбинат будет выпускать от одного до трех миллионов тонн продукции в год, а на втором уже будет налажена производственная цепочка: добыча, непрерывное плавильное производство, изготовление изделий из стали и сбыт. Объем производства продукции на этом этапе составит от трех до пяти миллионов тонн в год. Сейчас нам необходимо найти площадку в регионе с учетом специфики этого производства.

Другой крупный проект намерена реализовать на Дальнем Востоке китайская компания «Чайна Чэнтун Холдингс Групп».  Она планирует построить в Хабаровском крае целлюлозный комбинат мощностью 500 тысяч тонн хвойной целлюлозы в год. Объем инвестиций составляет 1,5 миллиарда долларов США. В Амурской области, вблизи строящегося автомобильного моста Благовещенск-Хэйхэ, китайская корпорация «Юсин» готова построить транспортно-логистический комплекс, который будет предоставлять услуги аренды складских помещений, комплексное транспортно-экспедиционное и техническое обслуживание, а также помогать компаниям в оформлении таможенных деклараций и других документов.  Уверен, комплекс внесет существенный вклад в увеличение российско-китайского товарооборота в этом направлении.  

Серьезные договоренности достигнуты и в развитии одного из ключевых совместных российско-китайских проектов на Дальнем Востоке – модернизации международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». В сентябре, на третьем Восточном экономическом форуме мы подписали соглашение о реализации этого проекта с Китайской компанией коммуникаций и строительства. Это мировой лидер в области проектирования и строительства портовой, железнодорожной, автодорожной и аэропортовой инфраструктуры. На встрече с её президентом, господином Чэнь Феньцзянем, мы договорились уже о том, что корпорация в ближайшее время подготовит технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметную документацию для него. Затем мы вернемся к детальному обсуждению проекта, это будет примерно через три месяца, когда будут готовы расчеты. И далее начнется строительство.

  1. Общая граница у Дальнего Востока и Китая превышает три тысячи километров. И для развития торгово-экономических и культурных связей, безусловно, требуется больше развитой трансграничной инфраструктуры. Обсуждались ли в Пекине новые проекты в этой сфере?

Это действительно так. Дальний Восток хоть и находится в непосредственной близости от одной из крупнейших, а многие специалисты считают уже, что и крупнейшей экономике мира, но нам очень не хватает современной трансграничной инфраструктуры для более тесного сотрудничества с Китаем. Понимает это и китайская сторона. В Пекине на встрече с генеральным директором «Чайна Рэйлвэй Дунфан Групп» господином Цай Цзэминем мы обсудили проект строительства скоростной железной дороги «Харбин – Владивосток». Этот проект, нельзя назвать совсем новым, он обсуждался уже с российской стороной на региональном уровне 2-3 года назад. Китайская сторона уже завершает строительство участка «Харбин – Муданьцзян». К слову сказать, эта дорога – часть грандиозного проекта Китая по строительству высокоскоростной железнодорожной сети по всей стране. Так вот, китайская компания хочет продлить линию от Муданьцзяна до Владивостока, это еще примерно 370 километров. Будет построено 12 станций. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, составит 19 миллиардов долларов США. Скорость движения по магистрали составит 250 км/ч. То есть из Владивостока до Харбина можно будет доехать всего за 3-3,5 часа. Учитывая, что в приграничных с регионом провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян проживает более 65 миллионов человек и какими темпами растет турпоток из Китая в соседнее Приморье, дорога окупится достаточно быстро.

  1. Китайский крупный бизнес сегодня только начинает реализовывать проекты на Дальнем Востоке. Вполне естественно, что на этом пути возникают определенные трудности. Какие меры принимаются сегодня для того, чтобы китайские инвесторы чувствовали себя комфортно в регионе? 

Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин поставил задачу сделать Дальний Восток конкурентоспособным в масштабах всей страны.И мы сегодня создаем все условия для этого. Мы хотим, чтобы в нашем регионе успешно вели свое дело и российские, и китайские, и японские, и корейские, и сингапурские, и европейские инвесторы. Все возникающие сложности мы стараемся решать оперативно, индивидуально подходим к каждому инвестору.

Одновременно мы ведем большую системную работу. На основе лучших мировых практик мы разработали и внедрили ряд сервисов для инвесторов, обеспечивающих благоприятные и быстрые административные процедуры. Работает информационная система поддержки инвесторов, где свой кабинет для связи с поддержкой имеет каждый резидент Свободного порта и территории опережающего развития. Далее этот сервис будет развиваться как единый портал для связи инвестора как с сопровождающими институтами – Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и Корпорацией развития Дальнего Востока, - так и с налоговыми и контролирующими органами.

Специально для более «прицельной» работы с китайскими инвесторами мы создали совместно с Госкомитетом Китая по развитию и реформе специальный центр поддержки. В его задачи входит как поиск для китайского бизнеса перспективных проектов на Дальнем Востоке, так и сопровождение их на всех этапах. Кроме того, в Пекине работает представительство Агентства по привлечению инвестиций на Дальний Восток, а до конца года откроются представительства в Харбине и Шанхае. В регионе довольно регулярно проводятся «Дни китайского инвестора». По итогам таких дней в марте 2017 года в работу поступили 4 новых проекта с инвестициями 2,8 млрд долларов. Очередной «день китайского инвестора» состоится во Владивостоке в декабре этого года.

  1. Для того, чтобы Дальнему Востоку оставаться конкурентоспособным на мировом инвестиционном пространстве, необходимо постоянно совершенствовать условия для ведения бизнеса. Что делает сегодня регион для этого?

Вы правы – нельзя что-то сделать раз и навсегда. Сегодня конкуренция за инвестиции в мире очень сильная. Необходимо быть гибкими. Мы постоянно находимся в тесном контакте с инвесторами, ищем, что нужно еще доработать, изменить для того, чтобы бизнесу было удобнее. Если у инвестора возникает необходимость, например, расширить границы ТОР, то мы это делаем, как для вьетнамской компании «Ти-Эйч Тру Милк», строящей свои животноводческие комплексы в Приморье. Земельный участок этого инвестиционного проекта не вписывается в существующие границы ТОРа «Михайловский», поэтому мы их будем расширять.

Также до конца года будет принят закон, согласно которому срок льготы по налогу на прибыль для резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток будет продлен. Теперь проекты с объёмом инвестиций более 8,62 миллионов долларов США могут переходить на льготный режим после пяти лет работы без прибыли, проекты более 17,24 миллионов долларов – после шести лет, для особо крупных проектов, свыше 1,7 миллиарда долларов, – после девяти лет.

По поручению Президента Владимира Путина в российское законодательство вносятся изменения, гарантирующие стабильность правовых и налоговых условий для резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток в течение 10 лет со дня получения ими этого статуса. Еще одно поручение Президента касается упрощения порядка применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Прорабатывается вопрос об упрощении порядка предоставления российского гражданства для иностранных инвесторов, вложивших в развитие Дальнего Востока десять миллионов долларов США или более.

  1. Давайте поговорим о туристической привлекательности Дальнего Востока. Вы упомянули о растущем турпотоке из Китая в регион.  Вносит ли свой вклад в процесс электронная виза?

Мы очень рады, что китайские туристы все больше и больше приезжают на Дальний Восток. Только Приморье в прошлом году посетили более 400 тысяч туристов из КНР. Мы считаем, что это количество может быть и на порядок больше. И создаем для этого все условия. Вот вы упомянули электронную визу. С 8 августа любой гражданин Китая может её получить, не выходя из дома. Без посещения консульства или посольства, без очередей, не уплачивая консульского взноса. Меньше чем за 3 часа на электронную почту приходит оповещение об одобрении визы. Какие-то два-три года назад это было немыслимо для России. А теперь такой упрощенный визовый режим работает, и именно на Дальнем Востоке. О востребованности его говорит тот факт, что половина выданных за три месяца виз – почти две тысячи – приходится на китайских граждан. Уверен, это только начало. Послабление или отмена визового режима всегда ведет к увеличению туристического потока. Возьмем Республику Корея, с которой в 2013 году у России был отменен визовый режим. Если по итогам 2015 года туристический поток в соседнее Приморье вырос всего на 16%, то по итогам 2016 года этот рост составил уже 65%. А за восемь месяцев 2017 года на 80% выросло количество корейских туристов по сравнению с предыдущим периодом! С Китаем ситуация немного другая – сотни тысяч его граждан посещают ежегодно Дальний Восток по межправительственному соглашению, согласно которому группе от пяти человек для посещения нашей страны в течение 15 дней не требуется виза. Кстати сказать, сейчас это соглашение дорабатывается, - число людей в группе будет сокращено до трех, а количество дней для посещения увеличено до 21. Но далеко не все туристы готовы путешествовать в группе. Многие предпочитают быть независимыми – ведь если ты приехал в Россию по межправительственному соглашению для групп туристов, то и передвигаться по стране ты обязан только вместе со своей группой. Так что количество туристов из КНР, использующих электронную визу, будет уверенно расти.

  1. На Ваш взгляд, почему китайские туристы все чаще и чаще выбирают для отдыха Дальний Восток?

Для китайских граждан наш регион – ближайшее место совсем другой цивилизации, европейской. Хабаровск, Владивосток, Благовещенск – вот они, совсем рядом. Но это совсем другая культура, такая непохожая на родную. А это всегда интересно, это новые яркие впечатления. В последние годы на Дальнем Востоке появляется все больше культурных достопримечательностей. У нас работает филиал знаменитого на весь мир Мариинского театра, который лично курирует маэстро Валерий Абисалович Гергиев. Готовятся к открытию филиалы Третьяковской галереи, Русского музея. Это значит, что нашим соседям не надо лететь 8 часов в Москву или 10 часов в Санкт-Петербург, а достаточно прилететь по электронной визе во Владивосток и познакомиться со всем этим богатством русской культуры. В следующем году для электронной визы будут открыты все международные аэропорты Дальнего Востока, регион станет доступнее для туристов из-за рубежа.  А у нас всегда рады гостям. Пользуясь случаем, приглашаю наших китайских коллег на День китайского инвестора, который состоится 19 декабря во Владивостоке, и на Четвертый Восточный экономический форум 6-7 сентября 2018 года.

 

 

Еще материалы
ЛЕСНАЯ СТРАТЕГИЯ ПАЛЭКСА
«Лес – это будущая нефть мира, – заявил на IV Восточном экономическом форуме министр торговли и промышленности Республики Индия Прабху Суреш. – Страны, имеющие много леса, могут получить значительные преимущества, и я думаю, что лес может послужить хорошей заменой нефти».
Олег Кожемяко заставил дорожников Лазовского района отчитаться перед людьми,
Врио Губернатора Приморья Олег Кожемяко в воскресенье, 7 октября, находится в рабочей поездке в Лазовском районе. Первый объект, на котором он побывал, – полуразрушенный мост через реку Соколовка в поселке Преображение.
Виталий Веркеенко рассказал, что ждет Владивосток после ВЭФ
Что принесет IV Восточный экономический форум приморской столице, о каких проектах удалось договориться, и о чем говорил глава Владивостока с лидерами Китая и Японии – Виталий Веркеенко рассказал в интервью журналу «Окно в АТР» по итогам ВЭФ-2018.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время