СВОЙ, ПРИМОРСКИЙ ДОМ

22.06.2018
СВОЙ, ПРИМОРСКИЙ ДОМ

СВОЙ, ПРИМОРСКИЙ ДОМ

На недавней встрече с представителями строительной сферы врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко сказал, что сегодня одна из главных проблем на Дальнем Востоке – отток населения. Во многом причиной нежелания людей оставаться в регионе является высокая стоимость жилья. Необходимо строить квартиры по доступной цене, при возведении домов должна создаваться вся сопутствующая инфраструктура – парковки, детские площадки, зоны отдыха. Что из себя сегодня представляет строительный комплекс Приморского края, какие планы строит? На этот и многие другие вопросы корреспондента журнала «Окно в АТР» ответил и.о. директора департамента градостроительства администрации Приморского края Максим Веденев.

Департамент, который он возглавляет, является разработчиком, государственным заказчиком и координатором краевых целевых программ по строительству, активным участником процесса реализации федеральных программ, решающих комплексные задачи по строительству, реконструкции и введению в эксплуатацию зданий и сооружений при решении общекраевых социальных задач на территории Приморского края.

– Доступное жилье для Приморского края – это, прежде всего, реализация государственной программы «Жилье для российской семьи», – рассказал Максим Сергеевич. – Она позволяет врачу, учителю, воспитателю детского садика приобрести жилье по сниженным ценам, воспользоваться льготными ипотечным ставками. Концепция программы, безусловно, хороша, но механизм ее реализации не был как следует продуман. В результате программа «забуксовала» не только на территории Приморского края, но и страны в целом. Несмотря на очевидные проблемы, два проекта мы успешно освоили. Это микрорайон «Радужный» в Уссурийске и «Зеленый Угол» во Владивостоке, где возведено жилье по цене 35 тысяч рублей за квадратный метр. Там работники бюджетной сферы получили заветные ключи от квартир. Следующий объект, который ждет своей реализации в формате этой программы – это Снеговая Падь, комплекс Д. Там строительство распланировано на две очереди. Предполагается возведение жилья эконом-класса по цене 50 тысяч рублей за кв. метр. Это на порядок ниже существующих цен во Владивостоке. Программа позволяет отчасти снизить стоимость жилья на первичном рынке. Мощным рычагом при строительстве жилья эконом-класса станет механизм Свободного порта Владивосток, позволяющий застройщикам на льготных условиях приобретать земельные участки.

Справка: В день инаугурации 7 мая Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В частности, в число национальных целей развития России к 2024 году вошло «улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно».

Существенная часть поставленных в указе более узких целей и задач касается строительной отрасли, в том числе возведения жилья, дорог, другой транспортной инфраструктуры. В жилищной сфере к 2024 году необходимо достичь снижения ипотечных ставок менее 8% годовых; роста объема ввода жилья до 120 млн кв. м в год; устойчивого сокращения объема аварийного жилья.

Для этого, помимо прочего, предлагается: обеспечить отказ от долевого строительства в пользу проектного финансирования; стимулировать внедрение передовых технологий в проектировании и строительстве; добиться снижения административной нагрузки на девелоперов; создать постоянно действующие механизмы расселения из аварийного жилья.

 Точечные застройки портят ландшафт, создают большие неудобства для жителей прилегающих территорий. Как заставить наших строителей возводить объекты комплексно, в интересах города, а не отдельно взятой строительной компании? Кстати, у наших соседей по Дальневосточному региону, в Якутске, тоже практически не осталось свободных площадок для строительства. Там проблему решают за счет сноса старых деревянных домов и строительства на их месте новых.

– Такой метод называется «Освоение застроенных территорий, – пояснил руководитель департамента. – Мы только начали прорабатывать этот вопрос, поэтому на практике пока он у нас не применялся. Камнем преткновения является хаотичность застройки Владивостока. Поэтому снести старые дома и возвести новые на их месте – непростая задача, порой даже невыполнимая. На освободившейся площадке можно только построить «точку», которая кроме нареканий и головной боли ничего не вызовет. Сейчас нам куда важнее решить задачу переселения граждан из аварийного жилья. Ее-то как раз можно выполнить за счет освоения застроенных территорий. Но в каждом отдельном случае необходимо подходить индивидуально, думая в первую очередь о создании комфортной городской среды. Освободив участок, необходимо понять, что важнее – построить дом или красивый сквер? Это, кстати, будет темой очередной встречи с руководителями строительных организаций, которую мы запланировали. Основным вопросом станет развитие системы планирования, комплексное освоение земельных участков, которые будут внесены в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, государственные программы органов исполнительной власти, отвечающих за возведение различной социальной инфраструктуры. Через три года, когда строительство выйдет на определенный уровень, эти задачи будут решены комплексно. Туда будут подтянуты все необходимые сети: энергетические мощности, отопление, водовод, канализация. Большое внимание уделим социальной инфраструктуре. Чтобы не получалось так, что микрорайон построили, а про детские садики и школы забыли.

– Подведенная инфраструктура к строящимся микрорайонам – это, конечно, хорошо. Как это отразится на стоимости квадратного метра?

– Самым положительным образом. Сегодня в цене квадратного метра жилья затраты на строительство инфраструктуры составляют 40%. В случае комплексного освоения они будут снижены в десятки раз. Соответственно, застройщики смогут продавать жилье по более низкой цене, в пределах 50 тысяч рублей за квадратный метр. У нас есть примеры, когда они укладываются в 45-50 тысяч рублей за квадратный метр. Это абсолютно реально.

– В бухте Патрокл возведен большой жилой район. Дома построили, но там нет ни одного детского сада…

– Речь в данном случае идет о землях госимущества, которыми распоряжается государственная корпорация «Дом РФ». Земельный участок был предоставлен «Дальспецстрою» под комплексное освоение. Согласно проекту, там было предусмотрено строительство детских садов, школы, магазинов, социальной, бытовой инфраструктуры. Но «Дальспецстрой» приказал «долго жить», не завершив строительство инфраструктуры. Мы неоднократно обращались в Госкорпорацию «Дом РФ» о передаче этих участков в казну края для комплексного освоения земельных участков. И добились своего. В результате несколько земельных участков, где по проекту должны были размещаться детские сады и школы, переданы в собственность города Владивостока. Теперь это ответственность муниципалитета в обеспечении микрорайона всей необходимой инфраструктурой. А он как никто другой заинтересован в том, чтобы жители микрорайона были обеспечены детскими садами и школой.

Еще более злободневной для нас проблемой являются зоны военных объектов Министерства обороны, которые не позволяют в полной мере осваивать потенциал земельных ресурсов, привлекать новых застройщиков. Очевидно, что положительное решение этого вопроса благоприятно отразится на себестоимости квадратного метра жилья. Ведь чем больше строим, тем оно доступнее для населения.

– С Владивостоком более-менее понятно. А как обстоят дела с обеспечением доступным жильем других городов Приморского края? Например, в Большом Камне много строят жилья для рабочих и специалистов судостроительного комплекса «Звезда». Известно, что строительные компании пользуются преференциями ТОР. Как это отразится на стоимости квадратного метра жилья?

– Самым положительным образом. Сегодня любая строительная компания может стать резидентом и пользоваться преференциями территории опережающего развития. Если говорить о Большом Камне, то ситуация выглядит таким образом: там заказчиком и застройщиком является ССК «Звезда», резидент ТОР. Стоимость квадратного метра там определена протоколами государственных комиссий. Администрация Приморского края в рамках поручения Президента РФ обязана возвести в Большом Камне 4 монолитных дома. Мы должны предоставить для «Звезды» 750 квартир арендного жилья.

В Приморском крае строительство ведется в городах и на территориях, являющихся их спутниками. В качестве примера можно привести Владивосток и Надеждинский район. У всех на слуху «Надеждинское Полесье», «Зима Южная». Сегодня жилые комплексы возводятся в Артеме, Уссурийске и Находке. Там, где присутствует потребительский спрос и платежеспособное население. Сейчас мы прорабатываем программу льготного кредитования жилья, которая позволит снизить процентную ставку до 6,25%. Это даст возможность привлекать ипотечные займы для строительства не только многоквартирного, но и частного жилья.

Помимо этого прорабатываются дополнительные механизмы стимулирования в рамках льготной ипотеки для работников бюджетной сферы. Пока раскрывать весь механизм рано, идет согласование. Но могу сказать вполне определенно – граждане смогут приобретать квартиры как на первичном, так и вторичном рынке с льготной ипотекой. Ею смогут воспользоваться и те, кто намерен возводить индивидуальные дома. А вот для застройщиков в рамках этой программы намерены ввести ограничения при формировании цены за жилье. Чтобы они рассматривали доходность с помощью оборота, а не высоких цен от единовременных продаж. Согласно условиям льготной ипотеки можно будет приобрести жилье близкое к эконом-классу.

-Сможет ли воспользоваться льготной ипотекой собственник, решивший возвести дом в рамках госпрограммы «Дальневосточный гектар»?

– Большинство ипотек не подразумевает строительство частного жилья. Но тот механизм, который мы сейчас разрабатываем, это сделать позволит.

– По словам строителей, молодежь не хочет идти в отрасль, с каждым годом квалифицированных специалистов в регионе становится всё меньше. Что делать?

– То, что молодежь не хочет идти в отрасль – это дань 90-м годам. Большинство из них считают, что лучше быть менеджером с красивым галстуком, чем строителем в спецовке. Но ситуация постепенно меняется. Сегодня менеджер получает намного меньше, чем строитель. Тем не менее, из-за дефицита кадров многие компании вынуждены привлекать рабочих и специалистов из других регионов страны. А после того, как ввели квоты на рабочих из Северной Кореи, проблема еще больше усугубилась. В большом дефиците такие профессии, как каменщик, штукатур, маляр. Застройщик сможет платить высокую заработную плату только в том случае, если у него высокая оборотность. В экономике все взаимосвязано. Увеличивается объем строительства, соответственно, растут и заработки.

– Расскажите, как в Приморском крае идет внедрение новых строительных технологий, о которых говорит Президент РФ?

– Регулярно, дважды в год, мы проводим выставки, где рассказываем о строительстве домов по новым технологиям и с применением современных материалов. Экономически эффективных, дешевых и долговечных. Если три года тому назад посетителей на таких выставках больше интересовали материалы, за счет которых можно построить быстро и дешево, то сегодня их стали интересовать технологии по строительству энергоэффективного экодома, к которому не нужно подводить никаких сетей. Даже канализационных. В Приморье работает ряд компаний, которые производят специальное оборудование. Домовладельцу остается только раз в год удалять ил, а очищенная вода вполне пригодна для вторичного использования в санитарных системах. Экономия, как говорится, налицо.

Есть технологии, позволяющие полностью отапливать дом при помощи солнечных батарей. Пока они касаются одноэтажных домостроений, коттеджей, но уже появились энергоэффективные технологии для многоэтажных домов. Но чтобы их внедрить, нужно переломить сложившийся стереотип. Да, это недешево, но через 2-3 года эксплуатации это позволит экономить большие средства. В Приморье уже налажено производство квадратных и наборных солнечных панелей, КПД которых составляет 36%.

– Проект мастер-плана Владивостока, разработанный японской архитектурно-инжиниринговой компанией NikkenSekkei LTD, вынесен на общественные слушания. Документ отражает концепцию изменения структуры города в умную и компактную – она предполагает развитие дорожной сети, создание комфортной городской среды с заботой об экологии. Ваше видение этого проекта, насколько он адаптирован к условиям нашего города?

– Владивосток страдает проблемой развития деловых и общественных пространств. Интересно предложение NikkenSekkei LTD в части свободных сопок. Чтобы они превратились не в каменные джунгли, а уютные места отдыха, обзорные площадки. Это еще и привлечение туристов, поток которых во Владивосток многократно увеличился в последние годы. Откуда можно посмотреть на красоту нашего города, как не с сопок? Также заслуживает внимания предложение вынесения нефтебазы с Первой Речки и создания там общественной жилой и деловой зоны. Впрочем, есть и спорные моменты. Это касается центра Владивостока, причала, закрытия железной дороги, перенаправления транспортных потоков с площади. У города Владивостока есть свой исторический стиль, который необходимо сохранить. Тем не менее, при разработке генплана мы учли целый ряд моментов, которые были разработаны NikkenSekkei. Это установление специализированной зоны в целях сохранения сопок от застроек, реструктуризация зоны Первой Речки.

– Владивосток по праву считается одним из самых автомобилизированных городов страны. На каждую тысячу человек приходится 540 автомобилей. Тогда как общая протяженность городских дорог составляет всего 700 километров. Припарковаться негде, пробки стали обычным явлением. Врио Губернатора Андрей Тарасенко заявил о необходимости строить многоуровневые парковки. Когда и как этот проект будет осуществлен на практике?

– При проектировании в 90-е годы никто не рассчитывал на такое количество транспорта в нашем городе. Сегодня это приходится делать. В качестве примера можно привести строительство комплекса в Снеговой Пади, о котором я вам уже рассказывал. Там жилая зона застройки будет отделена от парковки автомобильного транспорта. Далее идет микрорайон Радужный в Уссурийске. Там тоже автомобили паркуются только в специально отведенных для этого местах. Строительство многоуровневых парковок, о чем сказал руководитель края, является необходимостью для перегруженного автомобилями Владивостока.

Сейчас прорабатываются несколько вариантов выбора площадок в центре города, где можно будет построить многоуровневую парковку путем сноса старых зданий. Два проекта уже находятся на стадии проработки. Один из них рассчитан на 900 парковочных мест. Перед инвестором поставлено условие – парковка должна была социальной, доступной по цене. Никакой сложной механизации. Машины сами будут заезжать на многоуровневые этажи и парковаться. Перед каждым этажом будет стоять табло с информацией о том, столько там находится свободных мест. Считаю, что это единственный и правильный выход для нашего города. А уберем часть машин со дворов и улиц – соответственно, не будет и автомобильных пробок. Помимо доступного жилья жителям Приморского края необходимо создать комфортные условия для проживания. Все возможности для этого у нас есть.

Виктор Тропынин.

Фото автора.

 

 

Еще материалы
Олег Кожемяко заставил дорожников Лазовского района отчитаться перед людьми,
Врио Губернатора Приморья Олег Кожемяко в воскресенье, 7 октября, находится в рабочей поездке в Лазовском районе. Первый объект, на котором он побывал, – полуразрушенный мост через реку Соколовка в поселке Преображение.
Виталий Веркеенко рассказал, что ждет Владивосток после ВЭФ
Что принесет IV Восточный экономический форум приморской столице, о каких проектах удалось договориться, и о чем говорил глава Владивостока с лидерами Китая и Японии – Виталий Веркеенко рассказал в интервью журналу «Окно в АТР» по итогам ВЭФ-2018.
АНДРЕЙ ТАРАСЕНКО: «ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ. ИДЕМ ВПЕРЕД!»
"Но самая главная амбиция – это сделать наш край благополучным, удобным и привлекательным для жизни. Чтобы приморцы не уезжали, чтобы здесь им было комфортно жить, работать, отдыхать. Чтобы, наоборот, к нам приезжали и возвращались"

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время