Работать с "большими вызовами"

06.09.2017
Работать с

                               РАБОТАТЬ С «БОЛЬШИМИ ВЫЗОВАМИ»

ТЕКСТ: Ирина Дробышева

В России реализуется ряд стратегических программ по развитию талантов для участия в научно-технологическом перевооружении страны, создании бизнеса на новых рынках, цифровой экономике. Какую роль может играть в национальной стратегии России по управлению талантами Дальний Восток, и как привлечь сюда самых талантливых молодых людей России для решения задач его опережающего развития, обсудят участники Восточного экономического форума (ВЭФ). Какая роль в этом отводится Дальневосточному федеральному университету, корреспондент журнала «Окно в АТР» обсудил с исполняющим обязанности ректора ДВФу Никитой АНИСИМОВЫМ.

– Никита Юрьевич, год рождения ДВФУ – 2012-й, когда Россия впервые председательствовала  в АТЭС. Саммит этого форума прошел в кампусе университета на Русском, тогда же впервые были озвучены основные положения Восточной стратегии России– курс на более тесную интеграцию со странами АТР. В русле ее была сформулирована и стратегия развития федерального вуза – кузницы кадров и центра создания инновационной экономики на Дальнем Востоке. Это достаточно масштабные и долгосрочные задачи, и, все же, что за пять лет удалось сделать?

– Можно с уверенностью сказать, что Дальневосточный федеральный университет из статуса «федеральный» деюре, к настоящему моменту стал таковым по факту. Для наглядности давайте сравним ДВФУ образца 2012 и 2017 года через ряд показателей образовательной и научной деятельности, которые характеризуют любой вуз. На момент объединения четырех ведущих приморских университетов в ДВФУ обучалось только 5% студентов из других регионов России, в этом году на первый курс зачислено около 50% таких абитуриентов.Пять лет назад в ДВФУ насчитывалось всего 500 иностранных студентов, причем исключительно на краткосрочных программах изучения русского языка как иностранного. Сейчас – 3 200 человек из 52 стран мира, причем более половины – на программах высшего образования. Это показатель того, что наши образовательные программы стали востребованы не только у жителей Приморского края, но и в других регионах Дальнего Востока, центральных и западных регионах России, зарубежных странах.

– Как этого удалось достичь?

– Этому предшествовали изменения в содержании образовательного процесса и его кадровом обеспечении. Процесс еще не завершен, но тенденции уже налицо. Сегодня в ДВФУ созданы условия для обучения и научной деятельности, сопоставимые с лучшими мировыми вузами. И это позволило перейти к самому главному – мы активно приглашаем преподавать у нас профессоров и ученых из ведущих зарубежных университетов, успешных практиков-наставников из бизнеса. На этапе создания в университете были единицы иностранных преподавателей, в прошлом учебном году – более 60 человек только на постоянных контрактах, а всего, с учетом программы «Visiting professors», более 200 человек.

Университет – достаточно сложный организм, изменения в одной сфере деятельности неминуемо привносят синергию в другие. В момент объединения вузов объем финансирования научно-исследовательских работ ДВФУ составлял 150 млн рублей в год, а количество научных публикаций в международных изданиях – чуть более 140. По итогам 2016 года объем финансирования научных исследований достиг 850 млн рублей, а количество публикаций превысило 920. Приглашение на работу именитых зарубежных ученых привело к созданию международных научных коллективов, и, как следствие, к увеличению международных публикаций. Программой развития ДВФУ предусмотрено дальнейшее увеличение численности зарубежных научно-педагогических работников: к 2019 году – не менее 420 человек. Это значит, университет получит новые возможности для реализации новых образовательных программ, в том числе на английском языке. Появятся новые совместные программы с ведущими университетами АТР, а научная кооперация обеспечит нашим сотрудникам участие в международных проектах, решающих задачи глобальных вызовов.

– Стратегия опережающего развития ДФо была детализирована в 2015 году. Потребовалась ли корректировка стратегии федерального вуза? Может быть, поя- вились новые направления?

– Изменения программы развития ДВФУ, утвержденные правительством РФ 3февраля 2016 года, учитывают все основные стратегии развития Дальнего Востока России. Более того, цель развития университета четко взаимоувязана с развитием макрорегиона. В нашей программе развития так и сказано: «стратегическая цель ДВФУ – становление университета как ведущего образовательного, научного и инновационного центра в России и АТР, содействующего, прежде все- го, решению задач в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа». Приоритетными определены следующие направления: биомедицина, изучение Мирового океана, интеграция в экономическое и социокультурное пространство стран АТР. Это не значит, что другие направления вне зоны нашего внимания. Мы уделяем повышенное внимание и подготовке специалистов для сферы высоких технологий, и фун- даментальным наукам, и гуманитарной сфере, и, конечно, востоковедению.

– Удалось ли университету наладить тесные связи с реальным производством? Насколько эффективно удается взаимодействовать с дальневосточными предприятиями в плане внедрения перспективных разработок?

– Сегодня ДВФУ реализует множество программ целевой подготовки кадров в интересах крупных госструктур и компаний как в инженерной, так и в гуманитарной сфере. Наши выпускники востребованы на предприятиях «Роснефти», «Транснефти», Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» и многих других. Взаимодействие строится по следующей схеме: Министерство образования и науки РФ организует по заявкам работодателей конкурс между вузами на определенное количество специалистов. Победитель обязуется подготовить специалистов в рамках бюджетных мест, выделяемых ему для этих целей. И студенты с момента зачисления в вуз зачастую уже знают, в какой компании им предстоит трудиться после получения диплома.

Важнейшее направление ДВФУ – развитие наукоемких производств в тесной кооперации с крупными российскими предприятиями и компаниями. Мы открываем новые принципы работы и предлагаем опережающие технологии, а наши партнеры успешно их внедряют в производство. Подтверждение тому – семь проектов, выполненных в рамках постановления правительства № 218 о мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, а также большим количеством грантов по федеральным целевым программам и профильным конкурсам Минпромторга, Минэкономразвития и ряда других министерств.

Мы создаем совместно с заинтересованными в партнерстве с ДВФУ предприятиями базовые кафедры и научные лаборатории, формируем образовательные программы, позволяющие готовить востребованных специалистов. Сегодня невозможно достичь результата без взаимного проникновения научной деятельности, образовательного процесса и реального производства.

– Какие-то перспективные разработки университета уже можно тиражировать?

– ДВФУ нацелен не просто развивать науку и образование, внедряя новые технологии и инновации. Наша задача – работать с «большими вызовами», которые стоят перед человечеством. Один из них – глобализация экологических проблем и изменений климата. Очевидно, что в одиночку ни одна страна не способна с этим справиться, поэтому необходимо объединяться. Для этого университет включился в мировые научные сети: по изучению климата, атмосферных загрязнений, по пищевой экологической безопасности.

Сетевая работа – крайне редкое явление для России, и как раз такой подход в решении глобальных проблем можно тиражировать. Мы развиваем коммуникации российского и международного экспертного сообщества с исследовательскими, образовательными и инновационными институтами стран АТР. В нашу партнерскую сеть уже включены ведущие университеты и исследовательские центры Японии, Южной Кореи, Китая и других стран Азии. Убежден, что путь к реальному повышению международной конкурентоспособности для современного российского университета лежит через включение в глобальные исследовательские сети.

Еще один из вызовов – переход в цифровой век, распространение виртуальных технологий. ДВФУ сделал в этом направлении прорывной шаг, открыв впервые в России магистратуру Game development&VR. Здесь студенты научатся разрабатывать и внедрять перспективные виды программного обеспечения, основанного на техно- логиях виртуальной и дополненной реальности. Для изучения влияния виртуальной реальности на сознание и процесс обучения университет совместно с Российской академией образования открыл лабораторию педагогической психофизиологии.

– А как налажено взаимо- действие с ДВо РАН?

– Дальневосточное отделение Российской академии наук – стратегический партнер для ДВФУ. Глубокая интеграция в сфере образования, науки и развития высоких технологий нашла отражение в наших программах развития и повышения международной конкурентоспособности университета.Благодаря консорциуму, объединившему ДВФУ и естественнонаучные подразделения ДВО РАН, наше многолетнее сотрудничество с академическими институтами должно выйти на новый уровень. Мы концентрируем свои усилия на крупных долгосрочных междисциплинарных проектах, проведении совместных исследований по прорывным направлениям и создании новых образовательных программ. Планируем объединить не только интеллектуальные ресурсы, но и совместно использовать имеющуюся материально-техническую и лабораторно-аналитическую базу. Число ведущих ученых академических институтов, вовлеченных в преподавательскую работу в ДВФУ, будет серьезно увеличено. Присоединиться к нашему консорциуму смогут и другие научно-исследовательские организации, а также производственные предприятия и компании.

– Удается ли нацелить выпускников на создание стартапов?

– Нельзя сказать, что есть какие-то методики «нацеливания» на создание стартапов. Человек либо имеет в себе предпринимательскую жилку, либо нет. Другое дело, что нужно создавать условия, чтобы молодые люди знали, куда и к кому обратиться со своей идеей и получить необходимую помощь, будь то консультация, финансовая поддержка или что-то еще. В ДВФУ создано новое структурное подразделение – Дирекция технологического предпринимательства, которое такие услуги оказывает. Уже сейчас ребята, у которых даже есть работающие прототипы, приходят и получают поддержку. Как оказалось, их немало. Нужно им просто помогать.

– Вице-премьер Юрий Трутнев назвал создание ТОР «остров Русский» одним из самых сложных проектов. Первые дискуссии о создании центра инноватики на Дальнем Востоке начались примерно в 2010 году, когда и федерального вуза еще не было. Наконец, концепция развития острова Русский правитель- ством утверждена. Расскажите о якорных проектах и роли ДВФУ в создании этой территории?

– Концепция развития острова Русский предусматривает придание ему статуса территории опережающего развития и создание вблизи кампуса ДВФУ технико-внедренческого парка. Являясь ключевым фактором развития острова, федеральный университет предпринимает активные шаги по развитию технологического предпринимательства и созданию на острове конвейера стартапов. На базе вуза действует Дальневосточное представительство фонда «Сколково» и Центр трансфера технологий (совместно с РОСНАНО), реализуются соглашения о сотрудничестве с Фондом содействия инновациям (Фонд Бортника), Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Лабораторией Касперского. С 2017 года университет стал региональным оператором всероссийского бизнес-акселератора Generation-S (генеральный партнер – Российская венчурная компания). Совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке мы реализуем комплекс мероприятий по развитию IT-сообщества и поддержке технологического предпринимательства. Ведется системная работа по локализации на острове Русском наиболее успешных российских технологических стартапов. Заключены соглашения о создании совместных лабораторий и запуске испытательного маршрута первого российского беспилотного автобуса MatrЁshka и пилотного участка автоматизированного земледелия с компанией «Аврора-Роботикс». Обе компании – участники рабочей группы AutoNet Национальной технологической инициативы.

Во время третьего Восточного экономического форума университет совместно с Фондом «Сколково» откроют технико-внедренческий парк «Технопарк Русский». Это еще один важный шаг для развития технологического предпринимательства и создания конвейера стартапов. В результате ДВФУ не только становится одной из площадок для интеграции России в АТР, но и выступает инновационным, технологическим и культурным цен- тром всего Дальнего Востока, что поможет привлечь поток инвестиций в инфраструктуру самого острова.

– А какие у вас пожелания к разработчикам проекта по повышению качества среды на острове Русский?

– На Дальнем Востоке не хватает людей, здесь каждый человек – на вес золота, и, чтобы привлечь таланты и удержать их на своей орбите, важно формировать университетский центр с учетом не только бытовых потребностей людей, но и их желания реализовать себя. Нужно одновременно развивать и инфраструктуру – транспортную, бытовую, сферу услуг, оказывать поддержку малому бизнесу, формировать все условия для развития образовательного сектора, науки и предпринимательства. Мы хотим создать гармонично раз- витый университетский город с качественной средой обитания. В таких условиях, за счет появления, кон- центрация и дальнейшего развития национальных высокотехнологичных проектов, появление новых научных открытий, неизбежно опережающее развитие острова Русский и Дальневосточного региона в целом.

– Экономическая интеграция начинается с интеграции в сфере образования. Расскажите о достижениях ДВФУ в этой сфере. Студенты из каких стран учатся в университете? Какие научные направления их привлекают?

– К вопросу привлечения иностранных студентов мы подходим с особым вниманием, стараясь принимать наиболее мотивированных и одаренных. Иностранцы выбирают специальности во всех девяти Школах ДВФУ. Традиционно популярны такие направления как строительство, нефтегазовое дело, менеджмент, линг- вистика (русский язык), экономика. География наших абитуриентов, конечно, не ограничивается странами АТР, хотя из этого региона их больше всего. Среди абитуриентов из Индии и стран СНГ повышенный спрос на медицинские специальности – лечебное дело и фармация. В последние годы наблюдается заметное расширение географии абитуриентов – они представляют уже 52 страны. Тем не менее, порядка 70% иностранцев – граждане КНР.В нашем университете действует один из сильнейших в регионе Центров русского языка и культуры. Обучение ведется по двум направлениям –подготовительное и курсовое. Положительная динамика набора слушателей говорит о большом интересе иностранцев: в 2013-2014 учебном году контингент слушателей центра составлял 37 человек. Набор на программы 2017-2018 учебного года еще идет, но количество обучающихся уже превысило 700 человек.

– А много ли в ДВФУ англо- язычных программ?

– В университете 24 международные образовательные программы, в том числе на английском языке. Из них три программы, в партнерстве с университетами США и Австралии, – двухдипломные. В рамках международных образовательных программ реализуется 374 учебных курса на английском языке. Там обучается более 400 человек.Традиционной популярностью среди иностранцев пользуются образовательная программа «Лечебное дело» Школы биомедицины на англий- ском языке, а также магистерская программа Russiain the Asia Pacific: Politics, Economics, Security.

– Курс на интеграцию экономики неизбежно поднимет спрос на специалистов не только со знанием восточных языков, но и со знанием экономической и правовой специфики, культурных традиций. Учитывается ли этот будущий спрос при подготовке кадров?

– Требования к выпускникам университетов существенно возросли с внедрением новых технологий и важностью решения глобальных проблем. Новое поколение лидеров должно решать целый комплекс междисциплинарных задач, обладать широкими компетенциями. Программы по востоковедению и регионоведению в ДВФУ спроектированы так, что студенты в период своего обучения изучают не только язык, но и государственно-правовые, культурные, экономические аспекты. Более того, в университете действует система программ академической мобильности, включающая около 70 обменных программ, в том числе 17 – с вузами из TOP-100 мирового рейтинга QS. Неудивительно, что почти 70% всех студентов, участвующих в программах международной академической мобильности, являются студентами «страновых» направлений подготов ки Восточного института – Школы региональных и международных исследований. Наши студенты проходят обучение в зарубежных университетах, как правило, в течение одного учебного семестра.Хочу отметить, что студенты, закончившие «страновые» образовательные программы бакалавриата, выбирают более специализированные магистерские программы – менеджмент, международные отношения, инноватика, юриспруденция, логистика. Это позволяет им быть более востребованными на рынке труда в странах АТР.Для наших выпускников знания вос- точных и европейских языков позволяют уверенно коммуницировать на международном уровне, а погружение в исторический, экономический, культурный и правовой аспекты помогает решать актуальные задачи региональной и международной повестки.

– лучшие университеты формируют мировое пространство культуры – политической, технологической, духовной и так далее, то есть задают смыслы будущего. Какие смыслы будущего региона формирует ДВФУ?

– Исторически университеты играют роль центров концентрации интеллектуальных сил человечества. Их главная задача – хранить и воспроизводить культуру, выстраивать долгосрочные стратегии преобразования мира. В разные времена позиции университетов и характер их стратегий менялись- от Болонского университета как создателя и хранителя системы права до университета Вильгельма фон Гумбольдта как драйвера технологического прогресса. В каждый истори- ческий период они решали наиболее масштабные проблемы цивилизации. На текущем этапе развития к таким относятся проблемы экологии, изменений климата, демографический переход и вопросы здоровья человека, исчерпание природных ресурсов, задачи освоения новых пространств (космоса, Мирового океана, Арктики), переход к цифровой экономике и связанные с ним проблемы кибербезопасности. Дальневосточный федеральный университет как академический форпост страны в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе ставит перед собой задачу стать заметным в мировом масштабе субъектом в решении этих вызовов. Мы видим, путь к реальному повышению международной конкурентоспособности для современного российского  университета лежит через включение в глобальные исследовательские сети, «большую науку» и «большие вызовы».

 

 

Еще материалы
СВОЙ, ПРИМОРСКИЙ ДОМ
Во многом причиной нежелания людей оставаться в регионе является высокая стоимость жилья. Необходимо строить квартиры по доступной цене, при возведении домов должна создаваться вся сопутствующая инфраструктура – парковки, детские площадки, зоны отдыха.
Инвестиционное агентство Приморского края: инвестпроектам нужен «зеленый свет»
В Инвестиционном агентстве Приморского края произошла смена руководства. По решению администрации региона нынешней весной на должность директора назначен Руслан Знаменский. Журналисты редакции журнала «Окно в АТР» побеседовали с новым руководителем.
Экспортные возможности малого и среднего бизнеса Приморья
Центр развития экспорта края помогает местным производителям организовать поставки за рубеж

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время