Работать с "большими вызовами"

06.09.2017
Работать с

                               РАБОТАТЬ С «БОЛЬШИМИ ВЫЗОВАМИ»

ТЕКСТ: Ирина Дробышева

В России реализуется ряд стратегических программ по развитию талантов для участия в научно-технологическом перевооружении страны, создании бизнеса на новых рынках, цифровой экономике. Какую роль может играть в национальной стратегии России по управлению талантами Дальний Восток, и как привлечь сюда самых талантливых молодых людей России для решения задач его опережающего развития, обсудят участники Восточного экономического форума (ВЭФ). Какая роль в этом отводится Дальневосточному федеральному университету, корреспондент журнала «Окно в АТР» обсудил с исполняющим обязанности ректора ДВФу Никитой АНИСИМОВЫМ.

– Никита Юрьевич, год рождения ДВФУ – 2012-й, когда Россия впервые председательствовала  в АТЭС. Саммит этого форума прошел в кампусе университета на Русском, тогда же впервые были озвучены основные положения Восточной стратегии России– курс на более тесную интеграцию со странами АТР. В русле ее была сформулирована и стратегия развития федерального вуза – кузницы кадров и центра создания инновационной экономики на Дальнем Востоке. Это достаточно масштабные и долгосрочные задачи, и, все же, что за пять лет удалось сделать?

– Можно с уверенностью сказать, что Дальневосточный федеральный университет из статуса «федеральный» деюре, к настоящему моменту стал таковым по факту. Для наглядности давайте сравним ДВФУ образца 2012 и 2017 года через ряд показателей образовательной и научной деятельности, которые характеризуют любой вуз. На момент объединения четырех ведущих приморских университетов в ДВФУ обучалось только 5% студентов из других регионов России, в этом году на первый курс зачислено около 50% таких абитуриентов.Пять лет назад в ДВФУ насчитывалось всего 500 иностранных студентов, причем исключительно на краткосрочных программах изучения русского языка как иностранного. Сейчас – 3 200 человек из 52 стран мира, причем более половины – на программах высшего образования. Это показатель того, что наши образовательные программы стали востребованы не только у жителей Приморского края, но и в других регионах Дальнего Востока, центральных и западных регионах России, зарубежных странах.

– Как этого удалось достичь?

– Этому предшествовали изменения в содержании образовательного процесса и его кадровом обеспечении. Процесс еще не завершен, но тенденции уже налицо. Сегодня в ДВФУ созданы условия для обучения и научной деятельности, сопоставимые с лучшими мировыми вузами. И это позволило перейти к самому главному – мы активно приглашаем преподавать у нас профессоров и ученых из ведущих зарубежных университетов, успешных практиков-наставников из бизнеса. На этапе создания в университете были единицы иностранных преподавателей, в прошлом учебном году – более 60 человек только на постоянных контрактах, а всего, с учетом программы «Visiting professors», более 200 человек.

Университет – достаточно сложный организм, изменения в одной сфере деятельности неминуемо привносят синергию в другие. В момент объединения вузов объем финансирования научно-исследовательских работ ДВФУ составлял 150 млн рублей в год, а количество научных публикаций в международных изданиях – чуть более 140. По итогам 2016 года объем финансирования научных исследований достиг 850 млн рублей, а количество публикаций превысило 920. Приглашение на работу именитых зарубежных ученых привело к созданию международных научных коллективов, и, как следствие, к увеличению международных публикаций. Программой развития ДВФУ предусмотрено дальнейшее увеличение численности зарубежных научно-педагогических работников: к 2019 году – не менее 420 человек. Это значит, университет получит новые возможности для реализации новых образовательных программ, в том числе на английском языке. Появятся новые совместные программы с ведущими университетами АТР, а научная кооперация обеспечит нашим сотрудникам участие в международных проектах, решающих задачи глобальных вызовов.

– Стратегия опережающего развития ДФо была детализирована в 2015 году. Потребовалась ли корректировка стратегии федерального вуза? Может быть, поя- вились новые направления?

– Изменения программы развития ДВФУ, утвержденные правительством РФ 3февраля 2016 года, учитывают все основные стратегии развития Дальнего Востока России. Более того, цель развития университета четко взаимоувязана с развитием макрорегиона. В нашей программе развития так и сказано: «стратегическая цель ДВФУ – становление университета как ведущего образовательного, научного и инновационного центра в России и АТР, содействующего, прежде все- го, решению задач в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа». Приоритетными определены следующие направления: биомедицина, изучение Мирового океана, интеграция в экономическое и социокультурное пространство стран АТР. Это не значит, что другие направления вне зоны нашего внимания. Мы уделяем повышенное внимание и подготовке специалистов для сферы высоких технологий, и фун- даментальным наукам, и гуманитарной сфере, и, конечно, востоковедению.

– Удалось ли университету наладить тесные связи с реальным производством? Насколько эффективно удается взаимодействовать с дальневосточными предприятиями в плане внедрения перспективных разработок?

– Сегодня ДВФУ реализует множество программ целевой подготовки кадров в интересах крупных госструктур и компаний как в инженерной, так и в гуманитарной сфере. Наши выпускники востребованы на предприятиях «Роснефти», «Транснефти», Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» и многих других. Взаимодействие строится по следующей схеме: Министерство образования и науки РФ организует по заявкам работодателей конкурс между вузами на определенное количество специалистов. Победитель обязуется подготовить специалистов в рамках бюджетных мест, выделяемых ему для этих целей. И студенты с момента зачисления в вуз зачастую уже знают, в какой компании им предстоит трудиться после получения диплома.

Важнейшее направление ДВФУ – развитие наукоемких производств в тесной кооперации с крупными российскими предприятиями и компаниями. Мы открываем новые принципы работы и предлагаем опережающие технологии, а наши партнеры успешно их внедряют в производство. Подтверждение тому – семь проектов, выполненных в рамках постановления правительства № 218 о мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, а также большим количеством грантов по федеральным целевым программам и профильным конкурсам Минпромторга, Минэкономразвития и ряда других министерств.

Мы создаем совместно с заинтересованными в партнерстве с ДВФУ предприятиями базовые кафедры и научные лаборатории, формируем образовательные программы, позволяющие готовить востребованных специалистов. Сегодня невозможно достичь результата без взаимного проникновения научной деятельности, образовательного процесса и реального производства.

– Какие-то перспективные разработки университета уже можно тиражировать?

– ДВФУ нацелен не просто развивать науку и образование, внедряя новые технологии и инновации. Наша задача – работать с «большими вызовами», которые стоят перед человечеством. Один из них – глобализация экологических проблем и изменений климата. Очевидно, что в одиночку ни одна страна не способна с этим справиться, поэтому необходимо объединяться. Для этого университет включился в мировые научные сети: по изучению климата, атмосферных загрязнений, по пищевой экологической безопасности.

Сетевая работа – крайне редкое явление для России, и как раз такой подход в решении глобальных проблем можно тиражировать. Мы развиваем коммуникации российского и международного экспертного сообщества с исследовательскими, образовательными и инновационными институтами стран АТР. В нашу партнерскую сеть уже включены ведущие университеты и исследовательские центры Японии, Южной Кореи, Китая и других стран Азии. Убежден, что путь к реальному повышению международной конкурентоспособности для современного российского университета лежит через включение в глобальные исследовательские сети.

Еще один из вызовов – переход в цифровой век, распространение виртуальных технологий. ДВФУ сделал в этом направлении прорывной шаг, открыв впервые в России магистратуру Game development&VR. Здесь студенты научатся разрабатывать и внедрять перспективные виды программного обеспечения, основанного на техно- логиях виртуальной и дополненной реальности. Для изучения влияния виртуальной реальности на сознание и процесс обучения университет совместно с Российской академией образования открыл лабораторию педагогической психофизиологии.

– А как налажено взаимо- действие с ДВо РАН?

– Дальневосточное отделение Российской академии наук – стратегический партнер для ДВФУ. Глубокая интеграция в сфере образования, науки и развития высоких технологий нашла отражение в наших программах развития и повышения международной конкурентоспособности университета.Благодаря консорциуму, объединившему ДВФУ и естественнонаучные подразделения ДВО РАН, наше многолетнее сотрудничество с академическими институтами должно выйти на новый уровень. Мы концентрируем свои усилия на крупных долгосрочных междисциплинарных проектах, проведении совместных исследований по прорывным направлениям и создании новых образовательных программ. Планируем объединить не только интеллектуальные ресурсы, но и совместно использовать имеющуюся материально-техническую и лабораторно-аналитическую базу. Число ведущих ученых академических институтов, вовлеченных в преподавательскую работу в ДВФУ, будет серьезно увеличено. Присоединиться к нашему консорциуму смогут и другие научно-исследовательские организации, а также производственные предприятия и компании.

– Удается ли нацелить выпускников на создание стартапов?

– Нельзя сказать, что есть какие-то методики «нацеливания» на создание стартапов. Человек либо имеет в себе предпринимательскую жилку, либо нет. Другое дело, что нужно создавать условия, чтобы молодые люди знали, куда и к кому обратиться со своей идеей и получить необходимую помощь, будь то консультация, финансовая поддержка или что-то еще. В ДВФУ создано новое структурное подразделение – Дирекция технологического предпринимательства, которое такие услуги оказывает. Уже сейчас ребята, у которых даже есть работающие прототипы, приходят и получают поддержку. Как оказалось, их немало. Нужно им просто помогать.

– Вице-премьер Юрий Трутнев назвал создание ТОР «остров Русский» одним из самых сложных проектов. Первые дискуссии о создании центра инноватики на Дальнем Востоке начались примерно в 2010 году, когда и федерального вуза еще не было. Наконец, концепция развития острова Русский правитель- ством утверждена. Расскажите о якорных проектах и роли ДВФУ в создании этой территории?

– Концепция развития острова Русский предусматривает придание ему статуса территории опережающего развития и создание вблизи кампуса ДВФУ технико-внедренческого парка. Являясь ключевым фактором развития острова, федеральный университет предпринимает активные шаги по развитию технологического предпринимательства и созданию на острове конвейера стартапов. На базе вуза действует Дальневосточное представительство фонда «Сколково» и Центр трансфера технологий (совместно с РОСНАНО), реализуются соглашения о сотрудничестве с Фондом содействия инновациям (Фонд Бортника), Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Лабораторией Касперского. С 2017 года университет стал региональным оператором всероссийского бизнес-акселератора Generation-S (генеральный партнер – Российская венчурная компания). Совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке мы реализуем комплекс мероприятий по развитию IT-сообщества и поддержке технологического предпринимательства. Ведется системная работа по локализации на острове Русском наиболее успешных российских технологических стартапов. Заключены соглашения о создании совместных лабораторий и запуске испытательного маршрута первого российского беспилотного автобуса MatrЁshka и пилотного участка автоматизированного земледелия с компанией «Аврора-Роботикс». Обе компании – участники рабочей группы AutoNet Национальной технологической инициативы.

Во время третьего Восточного экономического форума университет совместно с Фондом «Сколково» откроют технико-внедренческий парк «Технопарк Русский». Это еще один важный шаг для развития технологического предпринимательства и создания конвейера стартапов. В результате ДВФУ не только становится одной из площадок для интеграции России в АТР, но и выступает инновационным, технологическим и культурным цен- тром всего Дальнего Востока, что поможет привлечь поток инвестиций в инфраструктуру самого острова.

– А какие у вас пожелания к разработчикам проекта по повышению качества среды на острове Русский?

– На Дальнем Востоке не хватает людей, здесь каждый человек – на вес золота, и, чтобы привлечь таланты и удержать их на своей орбите, важно формировать университетский центр с учетом не только бытовых потребностей людей, но и их желания реализовать себя. Нужно одновременно развивать и инфраструктуру – транспортную, бытовую, сферу услуг, оказывать поддержку малому бизнесу, формировать все условия для развития образовательного сектора, науки и предпринимательства. Мы хотим создать гармонично раз- витый университетский город с качественной средой обитания. В таких условиях, за счет появления, кон- центрация и дальнейшего развития национальных высокотехнологичных проектов, появление новых научных открытий, неизбежно опережающее развитие острова Русский и Дальневосточного региона в целом.

– Экономическая интеграция начинается с интеграции в сфере образования. Расскажите о достижениях ДВФУ в этой сфере. Студенты из каких стран учатся в университете? Какие научные направления их привлекают?

– К вопросу привлечения иностранных студентов мы подходим с особым вниманием, стараясь принимать наиболее мотивированных и одаренных. Иностранцы выбирают специальности во всех девяти Школах ДВФУ. Традиционно популярны такие направления как строительство, нефтегазовое дело, менеджмент, линг- вистика (русский язык), экономика. География наших абитуриентов, конечно, не ограничивается странами АТР, хотя из этого региона их больше всего. Среди абитуриентов из Индии и стран СНГ повышенный спрос на медицинские специальности – лечебное дело и фармация. В последние годы наблюдается заметное расширение географии абитуриентов – они представляют уже 52 страны. Тем не менее, порядка 70% иностранцев – граждане КНР.В нашем университете действует один из сильнейших в регионе Центров русского языка и культуры. Обучение ведется по двум направлениям –подготовительное и курсовое. Положительная динамика набора слушателей говорит о большом интересе иностранцев: в 2013-2014 учебном году контингент слушателей центра составлял 37 человек. Набор на программы 2017-2018 учебного года еще идет, но количество обучающихся уже превысило 700 человек.

– А много ли в ДВФУ англо- язычных программ?

– В университете 24 международные образовательные программы, в том числе на английском языке. Из них три программы, в партнерстве с университетами США и Австралии, – двухдипломные. В рамках международных образовательных программ реализуется 374 учебных курса на английском языке. Там обучается более 400 человек.Традиционной популярностью среди иностранцев пользуются образовательная программа «Лечебное дело» Школы биомедицины на англий- ском языке, а также магистерская программа Russiain the Asia Pacific: Politics, Economics, Security.

– Курс на интеграцию экономики неизбежно поднимет спрос на специалистов не только со знанием восточных языков, но и со знанием экономической и правовой специфики, культурных традиций. Учитывается ли этот будущий спрос при подготовке кадров?

– Требования к выпускникам университетов существенно возросли с внедрением новых технологий и важностью решения глобальных проблем. Новое поколение лидеров должно решать целый комплекс междисциплинарных задач, обладать широкими компетенциями. Программы по востоковедению и регионоведению в ДВФУ спроектированы так, что студенты в период своего обучения изучают не только язык, но и государственно-правовые, культурные, экономические аспекты. Более того, в университете действует система программ академической мобильности, включающая около 70 обменных программ, в том числе 17 – с вузами из TOP-100 мирового рейтинга QS. Неудивительно, что почти 70% всех студентов, участвующих в программах международной академической мобильности, являются студентами «страновых» направлений подготов ки Восточного института – Школы региональных и международных исследований. Наши студенты проходят обучение в зарубежных университетах, как правило, в течение одного учебного семестра.Хочу отметить, что студенты, закончившие «страновые» образовательные программы бакалавриата, выбирают более специализированные магистерские программы – менеджмент, международные отношения, инноватика, юриспруденция, логистика. Это позволяет им быть более востребованными на рынке труда в странах АТР.Для наших выпускников знания вос- точных и европейских языков позволяют уверенно коммуницировать на международном уровне, а погружение в исторический, экономический, культурный и правовой аспекты помогает решать актуальные задачи региональной и международной повестки.

– лучшие университеты формируют мировое пространство культуры – политической, технологической, духовной и так далее, то есть задают смыслы будущего. Какие смыслы будущего региона формирует ДВФУ?

– Исторически университеты играют роль центров концентрации интеллектуальных сил человечества. Их главная задача – хранить и воспроизводить культуру, выстраивать долгосрочные стратегии преобразования мира. В разные времена позиции университетов и характер их стратегий менялись- от Болонского университета как создателя и хранителя системы права до университета Вильгельма фон Гумбольдта как драйвера технологического прогресса. В каждый истори- ческий период они решали наиболее масштабные проблемы цивилизации. На текущем этапе развития к таким относятся проблемы экологии, изменений климата, демографический переход и вопросы здоровья человека, исчерпание природных ресурсов, задачи освоения новых пространств (космоса, Мирового океана, Арктики), переход к цифровой экономике и связанные с ним проблемы кибербезопасности. Дальневосточный федеральный университет как академический форпост страны в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе ставит перед собой задачу стать заметным в мировом масштабе субъектом в решении этих вызовов. Мы видим, путь к реальному повышению международной конкурентоспособности для современного российского  университета лежит через включение в глобальные исследовательские сети, «большую науку» и «большие вызовы».

 

 

Еще материалы
ЛЕСНАЯ СТРАТЕГИЯ ПАЛЭКСА
«Лес – это будущая нефть мира, – заявил на IV Восточном экономическом форуме министр торговли и промышленности Республики Индия Прабху Суреш. – Страны, имеющие много леса, могут получить значительные преимущества, и я думаю, что лес может послужить хорошей заменой нефти».
Олег Кожемяко заставил дорожников Лазовского района отчитаться перед людьми,
Врио Губернатора Приморья Олег Кожемяко в воскресенье, 7 октября, находится в рабочей поездке в Лазовском районе. Первый объект, на котором он побывал, – полуразрушенный мост через реку Соколовка в поселке Преображение.
Виталий Веркеенко рассказал, что ждет Владивосток после ВЭФ
Что принесет IV Восточный экономический форум приморской столице, о каких проектах удалось договориться, и о чем говорил глава Владивостока с лидерами Китая и Японии – Виталий Веркеенко рассказал в интервью журналу «Окно в АТР» по итогам ВЭФ-2018.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время