АНДРЕЙ ТАРАСЕНКО: «ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ. ИДЕМ ВПЕРЕД!»

10.09.2018
АНДРЕЙ ТАРАСЕНКО: «ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ. ИДЕМ ВПЕРЕД!»

АНДРЕЙ ТАРАСЕНКО: «ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ. ИДЕМ ВПЕРЕД!»

 

– Андрей Владимирович, в одном из интервью вы сказали, что «на Москву не замахиваемся, но для превращения в Тихоокеанский Санкт-Петербург у нас многое готово. Саммит АТЭС здорово помог, надо продолжать развиваться – и городу, и краю». Эта амбициозная цель действительно достижима?

– Это не просто амбициозная, но правильная и очень реальная цель, которая имеет под собой прочный ресурсный фундамент, к которой мы уже двигаемся – шаг за шагом, проект за проектом.

Важно, что у нас есть серьезная поддержка федерального центра. Президент России Владимир Путин обозначил вектор развития Дальнего Востока как национальный приоритет на весь XXI век. Сегодня в Приморье направляются внушительные федеральные средства, которые идут в экономику, социальную сферу. Такого внимания к региону не было за всю историю. У нас заработали Территории опережающего социально-экономического развития, Свободный порт Владивосток, программа «Дальневосточный гектар». Уже более 800 резидентов ТОРов и Свободного порта Владивосток, которые создают современные производства, открывают новые рабочие места. В Большом Камне возводится уникальная для России судоверфь «Звезда», которая по праву считается проектом мирового уровня. Здесь будут строить практически все типы судов – от танкера до газовоза.

Мы сейчас не только экономикой занимаемся, но и активно вкладываемся в социальную и культурную сферу. Это еще одна амбициозная, но реалистичная задача – создать в крае такую инфраструктуру, чтобы она была под стать столичным городам. Начало положено: во Владивостоке открыта приморская сцена «Мариинки», о которой мы и не мечтали, а сейчас там своя публика сформировалась, люди со всего края едут в театр, иностранные туристы. Сейчас идет работа над созданием первого в стране Единого музейного комплекса.

Но самая главная амбиция – это сделать наш край благополучным, удобным и привлекательным для жизни. Чтобы приморцы не уезжали, чтобы здесь им было комфортно жить, работать, отдыхать. Чтобы, наоборот, к нам приезжали и возвращались.

Я абсолютно убежден, мы этого добьемся. Ресурсы и желание есть. Задачи поставлены, мы идем вперед.

 

О ПРОИЗВОДСТВЕ

– Вы ставите задачу «завести в регион производства, и если не производить, то собирать приборы, двигатели, машины». Есть какие-то подвижки в этом направлении?

– «Мазда Соллерс» уже приступила к реализации во Владивостоке инвестиционного проекта по созданию мощностей промышленного производства двигателей Mazda. На бывшем болоте построен современный корпус. На заводе будут собирать двигатели Mazda. Кроме того, компания совместно с партнерами из Республики Корея намерена организовать производство аккумуляторных литий-ионных батарей, которые можно будет ставить, в том числе, на электробусы. А этот вид транспорта мы как раз собираемся развивать в крае. Посчитали – порядка 300 автобусов нужно. Будут батареи, найдем инвесторов и наладим сборку электробусов во Владивостоке.

А на базе дилерского центра комбайнового завода «Ростсельмаш» в крае уже началась сборка сельскохозяйственной техники. В рамках соглашения о сотрудничестве, которое мы подписали с руководством завода, производится отверточная сборка зерноуборочных комбайнов «VEKTOR», тракторов «VERSATILE», жаток и косилок. В этом году планируется собрать и продать приморским аграриям более 30 комбайнов и несколько тракторов.

В Артеме производственная компания «Юбо-Сумотори», резидент Свободного порта Владивосток запустила производство грузовой техники. Инвестором выступает автоконцерн First Automotive Works – первая китайская автомобильная корпорация с более чем полувековой историей. До конца года планируется выпустить порядка 200 самосвалов под этим известным китайским брендом. Покупателями станут представители российских регионов, а в дальнейшем и других стран.

Первая пробная партия большегрузов сошла с конвейера в 2017 году. На сегодняшний день выпущено и реализовано 16 самосвалов. Несколько грузовиков уже приобрел еще один резидент СПВ – «Разрез Полтавский», который ведет добычу угля в Октябрьском районе Приморья. До конца текущего года по лицензии сертифицированного завода-изготовителя «ПК «Юбо-Сумотори» рассчитывает выпустить не менее 200 самосвалов, которые поедут в разные регионы России.

Готовится зайти в Приморье компания «Меркатор Холдинг». Мы уже обсудили планы с топ-менеджментом вопросы создания в Приморье производства высокотехнологичной инновационной специальной коммунальной и дорожной техники не только для нужд Дальнего Востока, но и стран Юго-Восточной Азии.

 

О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

– В 2017 году в Приморье собрали рекордный урожай сои – более 380 тысяч тонн. Произведено почти 70 тысяч тонн мяса и около 130 тысяч тонн молока. Приморские птицефабрики выпустили более 300 миллионов штук яиц. Собрано около 5 тысяч тонн меда. Есть еще потенциал у приморского агропрома?

– Безусловно, мы заметно продвинулись вперед в области сельского хозяйства. Вместе с тем, далеко еще не все резервы и ресурсы задействованы: доля агропрома в валовом региональном продукте не превышает 5%. Так что потенциал для решения главной задачи – насыщение местного рынка собственной, экологически чистой продукцией – у нас есть. Кроме того, мы ставим еще одну цель – выйти на зарубежные рынки. Это реально: сельхозпродукция из Приморья востребована у наших соседей по АТР.

Со своей стороны, мы делаем все, чтобы поддержать аграриев. В этом году на эти цели направим из федерального и краевого бюджетов более 2,7 млрд рублей. Увеличили субсидии на техническую модернизацию, развитие молочного животноводства, крестьянско-фермерских хозяйств, производство тепличных овощей.

 

О МОРСКОМ СОВЕТЕ

– Одним из первых ваших шагов после вступления в должность врио губернатора Приморского края стало возрождение Морского Совета. Что это дает Приморскому краю?

– Приморский край – это дальневосточная морская столица. У нас вся жизнь связана с морем, с морехозяйственной деятельностью. Поэтому без Морского совета, который объединяет профессионалов, экспертов, уважаемых в отрасли и в крае, нам просто не обойтись. Такие структуры не один действуют в морских городах и доказали свою эффективность. Задача Совета – способствовать решению актуальных вопросов по всем направлениям морской деятельности, инициировать в федеральные органы предложения, направленные на качественные изменения отрасли.

Есть вопросы, которые мы не можем решить на уровне края, но через Морской совет имеем возможность направить свои предложения в Морскую коллегию при Правительстве России и затем решать их по поручениям Правительственной комиссии.

Например, Морской совет выступил с предложением внести изменение в постановление Правительства РФ о включении в число инвестиционных проектов строительство среднетоннажных судов. Для нас это очень важно, поскольку под инвестквоты сегодня можно строить только крупнотоннажные суда, и, значит, местные верфи загрузить такими заказами не получится. А вот среднетоннажный флот нам по силам. Надеемся, что предложение Морского совета будет учтено.

В начале сентября у нас состоится очередное заседание Морского совета. Тема, которая сейчас в центре внимания, – развитие морских пассажирских перевозок на Дальнем Востоке, увеличение судозаходов крупных круизных лайнеров во Владивосток. Будем думать, какие меры принять, какие ресурсы привлечь, чтобы это направление развивалось и давало отдачу региону – экономическую, социальную, имиджевую.

Мы уже этот вопрос рассматривали на одной из встреч и по итогам подготовили обращение Морского совета в Правительство России с просьбой о финансировании из федерального бюджета дноуглубительных работ, которые необходимо провести, чтобы наши порты могли принимать крупнотоннажные лайнеры.

Пока мы проводим эти работы самостоятельно. Планируем уже через год принимать во Владивостоке самые крупные в мире суда.

 

О ДОСТУПНОМ ЖИЛЬЕ

– Одна из главных проблем региона – отток населения, а одна из причин, вынуждающих людей уезжать – невозможность решить квартирный вопрос. Во Владивостоке стоимость жилья – одна из самых высоких в стране. Можно ли рассчитывать, что в ближайшие годы ситуация изменится?

– На сегодняшний день 20-40% стоимости квартиры составляет стоимость технологического подключения. Сейчас за основу берется комплексное освоение земельных участков, и теперь ресурсноснабжающие организации готовят инвестпрограммы, что позволит снизить стоимость технологического подключения, и, соответственно, стоимость квадратного метра жилья.

Мы ведем постоянную работу с застройщиками – резидентами Свободного порта Владивосток. Им даются привилегии на получение земельных участков. Они, в свою очередь, берут на себя обязательства реализовывать квартиры в пределах 55-65 тысяч рублей за квадратный метр. Это дешевле, чем действующая сегодня рыночная цена.

– Не могу не затронуть такую социально значимую программу, как переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Что делается в крае для решения этой проблемы?

– На протяжении нескольких лет мы занимались переселением из жилищного фонда, который был признан аварийным до 1 января 2012 года. В рамках этой программы, которая финансировалась из федерального бюджета, с 2013 по 2017 год в Приморье расселено из аварийного жилья более 7,4 тысяч человек. До конца этого года люди получат еще более 80 квартир. В программе приняли участие 30 муниципалитетов, в 26 из них работа по переселению полностью завершена.

В следующем году начнется второй этап программы. Нам предстоит расселить 589 многоквартирных домов и 107 индивидуальных жилых домов – порядка 197 тыс. кв. метров аварийного жилья. На эти цели потребуется почти 9 млрд рублей.

– Еще одна проблема Приморья – нехватка педагогических кадров. Какие меры принимаются, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

– Проблема действительно есть. В школах края сегодня 578 вакансий. Больше всего не хватает учителей иностранных языков – 95 человек, математики – 79, начальных классов – 60, русского языка и литературы – 58.

Мы принимаем целый ряд мер, чтобы сохранить и привлечь в край педагогов. Во-первых, это программа льготного ипотечного кредитования, которая заработает уже в сентябре. Работники бюджетной сферы Приморья, в том числе, учителя, смогут взять ипотеку под ставку от 5,5%.

Ипотечная ставка для заемщиков будет субсидироваться из краевого бюджета. В 2018 году на эти цели мы направим около 30 млн рублей, что даст возможность оформить ипотеку на льготных условиях примерно 120 семьям. В 2019 году на субсидирование ставок по программе планируем выделить 100 млн рублей, улучшить жилищные условия смогут почти 400 семей.

Кроме того, собираемся предусмотреть в этой программе возможность субсидирования самой затратной статьи расходов для работников бюджетной сферы – первоначального ипотечного взноса.

Думаю, это все будет хорошим стимулом жить и работать в крае.

Помимо льготной ипотеки, у нас действует ряд и других мотивационных мер. Например, в 17 муниципальных образованиях молодым специалистам предоставляются единовременные компенсационные выплаты от двух до десяти должностных окладов, еще в 20 – ежемесячные доплаты к должностному окладу в размере от 10 до 150%. В 25 муниципальных образованиях дают комнаты в общежитии или служебное жилье.

Всем педагогам, проживающим в сельской местности, выплачивается 25% доплата к должностному окладу и компенсация оплаты жилых помещений, отопления и освещения.

За последние три года в школы края прибыли более 500 молодых специалистов – выпускников местных педагогических учебных заведений.

В этом году в образовательные организации распределено 108 выпускников Школы педагогики ДВФУ, 31 выпускник Спасского педагогического колледжа, в том числе, 122 человека – в города края, 17 – в районы.

 

ОБ ЭКОЛОГИИ

– Много вопросов вызывает хранение и перевалка угля в Приморье. Готовы ли стивидоры выполнять экологические требования? В Находке собираются выполнять обещание перейти на полностью закрытый способ перевалки угля?

– Проблемы, связанные с открытой перевалкой угля в крае, держу под личным контролем. Мы подписали соглашения с приморскими стивидорами, которые ведут перевалку угля в Находкинском городском округе, о принятии комплекса мер по охране окружающей среды. Стивидоры обязаны в течение этого года подготовить планы мероприятий по поэтапному переходу до 2020 года на современные технологии перевалки угля, с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. В том числе, закрытые технологии.

Могу сказать, что дело сдвинулось с места. Стивидоры свои обещания выполняют. К примеру, «Восточный Порт» сейчас завершает установку фундаментов для ветропылезащитного экрана по периметру третьей очереди специализированного угольного комплекса. В сентябре начнется монтаж металлического каркаса, на который будут крепиться панели ветрозащитного экрана. В соответствии с мировой практикой, ограждение будет более чем в полтора раза выше угольных штабелей. Завершатся работы в декабре этого года.

Соглашения со стивидорами – это часть большой комплексной работы по экологической безопасности, которую мы проводим и в Находке, и на других территориях.

Недавно принято решение – к первому сентября закрыть мусорный завод во Владивостоке.

Поставили под жесткий контроль работу владивостокского бутощебеночного завода. Руководство представило план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и упорядочению взрывных работ.

 

О ВОСТОЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ

– Владивосток в четвертый раз примет участников Восточного экономического форума. Какие проекты планирует представить регион на ВЭФ?

– Администрация Приморского края планирует подписать на ВЭФ 19 соглашений и меморандумов о реализации инвестиционных проектов и сотрудничестве в самых разных отраслях с государственными и частными структурами, бизнес-сообществом и некоммерческими организациями. В том числе, строительство тематического парка «Парк народов мира» с объемом инвестиций 6,82 млрд рублей, создание в ТОР «Надеждинская» высокотехнологичного, экологически чистого производства «Кормбиосинтез» (3,7 млрд рублей), возведение животноводческого комплекса на 1800 коров (3,53 млрд рублей).

Мы подали 29 заявок на инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций около 275 млрд рублей. Самых дорогостоящий проект стоимостью 73,7 млрд рублей заявила «Корпорация развития Приморского края» – интегрированный развлекательный курорт «Приморье». Планируется построить 14 развлекательных комплексов общей площадью более 1 млн квадратных метров.

На ВЭФ будет заявлен очень важный межрегиональный проект, который мы намерены реализовать в ближайшее время, – «Дальневосточная круизная линия». Мы уже сейчас очень активно занимаемся этой работой. Нужно обязательно восстанавливать в регионе регулярное круизное сообщение под российским флагом. Люди должны иметь возможность отправиться в морское путешествие по дальневосточному побережью, посетить соседние края и области, Японию, Китай, Республику Корея.

В этом вопросе нашли понимание с коллегами. На ВЭФ подпишем соглашение о сотрудничестве по развитию круизного туризма с губернаторами Камчатки, Магадана, Сахалина, Чукотки, Хабаровского края, Республики Саха (Якутия).

Перспективные проекты, которые будут запущены в крае в 2019-2020 годах, участники ВЭФ, жители и гости края могут увидеть в павильоне Приморья на «Улице Дальнего Востока». Это создание и модернизация мощностей промышленного производства моторных транспортных средств и двигателей Mazda семейства SkyActiv-G (компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус»), строительство берегового завода по переработке минтая в ТОР «Большой Камень» («Доброфлот»).

Безусловный интерес представляют проекты таких компаний, как интегрированный развлекательный курорт «Приморье», «Композитное кораблестроение», уникальная супер-верфь «Звезда».

 

О ПАРТНЕРСТВЕ

– На ВЭФ будут заявлены проекты с участием китайских инвесторов. Как сегодня развивается экономическое партнерство с нашим ближайшим соседом?

– Китайская Народная Республика остается нашим основным стратегическим партнером. По итогам 2017 года товарооборот Приморья с Поднебесной достиг 3,2 млрд долларов, что составляет около 50% всего внешнеторгового оборота края. На экспорт идут продукты, лесоматериалы, оборудование, транспортные средства. Импорт представлен продовольственными товарами, пластмассовыми изделиями, текстилем и обувью. Сегодня в Приморье работают около 600 предприятий с китайскими инвестициями, основная часть которых расположена во Владивостоке. Наиболее востребованные сферы деятельности – разработка полезных ископаемых, деревообработка и лесная промышленность, туризм.

Агропромышленный комплекс Приморского края активно развивает взаимовыгодное сотрудничество с соседней провинцией Хэйлунцзян. На территориях края, прилегающих к российско-китайской государственной границе, работает 24 сельскохозяйственных предприятия с китайскими инвестициями.

К примеру, корпорация «Чжун Дин» совместно с компанией «Молоко Приморья» реализует инвестиционный проект по созданию российско-китайского молочного животноводческого комплекса на 800 коров.

Дуннинская компания «Хуаюй» принимает долевое участие в создании совместного российско-китайского сельскохозяйственного предприятия «Ива».

В области транспорта, безусловно, самый впечатляющий и взаимовыгодный проект – создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК проходят через территорию Свободного порта Владивосток и соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими портами Приморья. Это проекты имеют огромное значение как для нашего края, так и для Китая, и оцениваются в 300 млрд рублей.

По прогнозам экономистов, после полного введения в строй транспортных коридоров экономики края может вырасти примерно на 4-5%. Благодаря МТК в Приморье будет создано около трех тысяч рабочих мест.

 

О МОРСКОМ САЛОНЕ

– В конце июля во Владивостоке впервые прошел Международный дальневосточный Морской салон. Каковы главные итоги этого масштабного по своему размаху мероприятия, что Салон дает Приморью?

– Салон открывает для Приморья, для наших предприятий новые возможности для межрегионального и для международного сотрудничества, в первую очередь, со странами-соседями. Среди участников и гостей Морского салона было много представителей из государств, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что говорит о востребованности продукции приморского и российского судостроения, которую мы постарались представить в полном объеме.

В ближайшие годы потенциал отрасли значительно вырастет. В крае возводится крупнейшая в России судоверфь «Звезда», где будут строиться практически все типы морских судов – от танкеров до газовозов и ледокольного флота. Надеемся, что именно «Звезда» получит право строить уникальный, не имеющий аналогов в мире ледокол «Лидер», который планируется заложить в 2020 году. К этому времени на «Звезде» уже заработает сухой док.

Уже сегодня приморским компаниям, занятым в сфере судостроения и судоремонта, есть чем гордиться. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, «Звезда», «Восточная верфь», «Варяг», «Дальприбор», «Эра» – это современные, перспективные предприятия с богатой историей и качественной, конкурентоспособной продукцией. Цель Салона – продвинуть ее на российские и внешние рынки, найти покупателей, партнеров, инвесторов.

 

О КУЛЬТУРЕ

– Во Владивостоке планируется создать Единый музейный комплекс, в который войдут филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, музея искусств народов Востока. На какой стадии реализация этого проекта?

– В настоящий момент определена площадка под Музейно-выставочный комплекс, куда войдут филиалы Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской Галереи, а также зал филармонии. Это район улицы Аксаковская во Владивостоке, где расположена видовая площадка. Это будет первый в нашей стране проект такого уровня, который мы реализуем по поручению президента России Владимира Путина. Главная цель – открыть богатства национальной культуры для жителей края, для всех дальневосточников. Это вписывается в грандиозные планы государства по созданию в регионе социокультурных условий, сопоставимых со столичными. У людей должна быть не только работа и достойная зарплата, но и возможности для насыщенного, культурного отдыха.

Это одна из приоритетных задач, и мы будем ее целенаправленно решать. Важно, что есть поддержка со стороны государства. Наш край и весь Дальний Восток сегодня в центре внимания, и не на словах, а на деле. Самое главное, есть результат.

 

Еще материалы
ЛЕСНАЯ СТРАТЕГИЯ ПАЛЭКСА
«Лес – это будущая нефть мира, – заявил на IV Восточном экономическом форуме министр торговли и промышленности Республики Индия Прабху Суреш. – Страны, имеющие много леса, могут получить значительные преимущества, и я думаю, что лес может послужить хорошей заменой нефти».
Олег Кожемяко заставил дорожников Лазовского района отчитаться перед людьми,
Врио Губернатора Приморья Олег Кожемяко в воскресенье, 7 октября, находится в рабочей поездке в Лазовском районе. Первый объект, на котором он побывал, – полуразрушенный мост через реку Соколовка в поселке Преображение.
Виталий Веркеенко рассказал, что ждет Владивосток после ВЭФ
Что принесет IV Восточный экономический форум приморской столице, о каких проектах удалось договориться, и о чем говорил глава Владивостока с лидерами Китая и Японии – Виталий Веркеенко рассказал в интервью журналу «Окно в АТР» по итогам ВЭФ-2018.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время