"Преодолевая санкции в российско-японских отношениях»

27.02.2018

«Преодолевая санкции в российско-японских отношениях»

Е.В. Пустовойт

Заведующий кафедрой японоведения Восточного института - Школы региональных и международных отношений ДВФУ

Директор Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ

 

На разных исторических этапах взаимоотношения России и Японии неоднократно пережили сложные моменты. Они неоднократно подвергались испытанию на прочность и терпеливость. Порой в них зачастую присутствовал фактор «третьей стороны», которая старалась прикрыть набирающей силу огонек многостороннего партнерства между Россией и Японией.

Так, в начале 2010-х гг. наши страны смогли выйти на достаточно уверенный и стойкий рост экономического сотрудничества, значительным образом был укреплён политический диалог между двумя странами (как по линии МИД, и по линии оборонных ведомств).

Однако в 2014-2016 гг. наши отношения вошли в «зону турбулентности». Атмосфера двусторонних отношений России и Японии серьезно пострадала на фоне присоединения Токио к антироссийским санкциям ряда западных стран в связи с ситуацией в Крыму и на Украине в 2014 г.

В свете украинского кризиса Токио продемонстрировал солидарность с позицией стран «Большой Семерки» и предпринял ряд шагов, которые российское руководство восприняло как недружественные. Правительство Японии ввело ряд санкций в отношении России. Так, в первой волне санкций в марте 2014 г. Токио приостановил консультации с Москвой о смягчении визового режима, отложил на неопределенный срок начало переговоров о возможном заключении трех договоров (об инвестиционном сотрудничестве, сотрудничестве в освоении космоса и предотвращении опасной военной деятельности), а также было объявлено о отказе в выдаче визы 23 российским государственным деятелям (при этом список имен так и не опубликован до сих пор).

Затем последовала вторая волна санкций. В нее были включены решение о замораживании в случае обнаружения в стране имущества 40 лиц, имеющих отношение к украинским событиям, своего рода новый санкционный список, в который вошли 26 человек и 14 организаций, связанных с украинскими событиями. Также японские санкции коснулись банковского сектора РФ  (запрет на  эмиссию ценных бумаг со сроком погашения более 90 дней), ряда экономических проектов, астронавтики, сельского хозяйства (запрет на ввод в Японию винной продукции крымского производства).

В ответ на это Японии было объявлено о соответствующей реакции российской стороны, в частности в августе 2014 г. был передан список японских граждан, в отношении которых вводятся ограничения на въезд в Российскую Федерацию.

Закономерно встает вопрос о том, почему Япония поддержала введение санкций против России. Как нам кажется, здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, с точки зрения японской политической элиты воссоединение Крыма с Россией является нарушением международного права, что гипотетически могло бы создать прецеденты и вызвать цепную реакцию на силовое решение территориальных споров в Японском, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не в пользу Японии. Во-вторых, Япония связана с союзническими обязательствами со странами Запада, прежде всего с США. И данный фактор не позволяет Японии оставаться сторонним наблюдателем в делах даже на Европейском континенте.

 

 

 

В 2015-2016 гг. продолжились дипломатические виражи в российско-японских отношениях. В этот период наши страны не могли согласовать позиции глав государств по визиту президента РФ в Японию. Несмотря на это, контакты глав государства не прерывались, но они проходили на площадках международных мероприятий (в октябре 2014 г. в Милане на форуме «Азия-Европа», ноября 2014 г. - форума АТЭС в Пекине;  сентябрь 2015 г. – сессия Генеральной Ассамблеи ООН; ноябрь 2015 г. Анталии (Турция) на полях саммита «Большой Двадцатки»).

Своего рода переломным моментом, который позволил выйти из «тупика» двусторонних отношений, явился официальный визит 6 мая 2016 г.  премьер-министра Японии Синдзо в Сочи, в ходе которого лидеры двух стран обменялись мнениями о перспективах развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной областях, а также по актуальным международным вопросам. В частности, они обсудили проблематику мирного договора и поддержали ведущиеся переговоры в рамках МИД, а также договорились о возможности возобновления формата «2+2» (встреч министров иностранных дел и обороны).

Одним из важнейших предложений в ходе сочинской встречи, на наш взгляд, явилось предложение японской стороны о сотрудничестве, состоявшее из восьми пунктов. Эти «восемь пунктов Абэ» в основном посвящены сотрудничеству в экономической сфере. А именно, увеличение продолжительности здоровой жизни благодаря строительству высокотехнологичных медицинских центров; развитию городов; укрепление сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса; сотрудничество в сфере энергетики; диверсификация промышленности и повышение её производительности; строительство аэропортов и морских портов; мелиорация земель; сотрудничество в сфере передовых технологий; развитие гуманитарных обменов.

После этого состоялось еще несколько встреч президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во Владивостоке (ВЭФ-2016 и ВЭФ-2017),  в Перу в ноябре 2016 г., декабрь 2016 г. – официальный визит президента РФ в Японию (Нагато), апреля 2017 г. - официальный визит премьер-министр Японии в Москву.    

Результатами этих встреч за 2016-2017 гг. можно выделить следующее: подписание крупного пакета из 12 межправительственных и межведомственных соглашений, а также 68 коммерческих контрактов, включая совместный инвестиционный фонд с объемом инвестиций до одного миллиарда долларов; облегчение Японией визового режима для российских граждан; план возможной совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах; достижения понимания о необходимости решения территориального спора и подписания мирного  договора; возобновление безвизовых поездок для подданных Японии российских южных Курил.

Однако в российско-японских торгово-экономических связях необходимо констатировать отрицательную динамику развития, что являлось следствием введения антироссийских санкций в 2014-2016 гг. странами Запада и ухудшения макроэкономических показателей РФ.

Несмотря на сложный характер политического и трудности экономического взаимодействия России и Японии в 2014-2016 гг., взаимодействие в области культурных и гуманитарных связей оказались по большей части незатронутым. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений российско-японских связей традиционно являются культурные обмены. Народы обеих стран испытывают огромный взаимный интерес к культуре друг друга.

Знаковым событием в российско-японских отношениях явилось решение о проведении в 2018 г. в России и Японии перекрестных годов. В рамках визита президента В.В. Путина в Японию в декабре 2016 г. стороны пришли к единому мнению о проведении в 2018 г. в качестве одной из мер по расширению российско-японский гуманитарных обменов в рамках «Года Японии в России» и «Года России в Японии».

В обеих странах будут реализованы разнообразные мероприятия в широком спектре областей, таких, как политика, экономика, культура, наука, образование, молодежные обмены, спорт, обмены между муниципальными образованиями и т.д. Уже запланировано более 100 совместных культурных мероприятий.

Часть мероприятий в рамках перекрестных годов 2018 г. будет проходить и на территории Дальнего Востока. Активное участие в этих мероприятиях принимает Дальневосточный федеральный университет. Необходимо отметить, что ДВФУ развивает активные связи с Японией в области гуманитарных, образовательных и культурных связей. На сегодняшний день подписано около 36 соглашений о сотрудничестве между ДВФУ и ведущими японскими вузами, научными организациями, лабораториями и корпорациями, тем самым внося существенный вклад в российско-японское гуманитарное сотрудничество и укрепляя наши отношения.

Международное сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах между Россией и Японий всегда являлось одним из важных звеньев формирования доверительных отношений между нашими странами. Безусловно, что и нынешние перекрестные года внесут свой существенный вклад в устойчивое и стабильное развитие российско-японских многосторонний связей.

 

Еще материалы
Перекрестные годы и перекрестная память
Сегодня мы беседуем с генеральным консулом Страны восходящего солнца во Владивостоке г-ном КАСАИ Тацухико.
ЖЕМЧУЖИНА ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА
Организаторами гастролей театра Кабуки во Владивостоке выступили Генеральное консульство Японии во Владивостоке и Ассоциация «Япония и Владивосток».
КОРЕЯ: МОЯ ИСТОРИЯ
Под таким названием в галерее «Арка» состоялась фотовыставка, посвященная подведению итогов одноименного фотоконкурса. Организаторами выступили Генеральное консульство Республики Корея во Владивостоке и Представительство Национальной организации туризма Кореи во Владивостоке.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время