"Преодолевая санкции в российско-японских отношениях»

27.02.2018

«Преодолевая санкции в российско-японских отношениях»

Е.В. Пустовойт

Заведующий кафедрой японоведения Восточного института - Школы региональных и международных отношений ДВФУ

Директор Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ

 

На разных исторических этапах взаимоотношения России и Японии неоднократно пережили сложные моменты. Они неоднократно подвергались испытанию на прочность и терпеливость. Порой в них зачастую присутствовал фактор «третьей стороны», которая старалась прикрыть набирающей силу огонек многостороннего партнерства между Россией и Японией.

Так, в начале 2010-х гг. наши страны смогли выйти на достаточно уверенный и стойкий рост экономического сотрудничества, значительным образом был укреплён политический диалог между двумя странами (как по линии МИД, и по линии оборонных ведомств).

Однако в 2014-2016 гг. наши отношения вошли в «зону турбулентности». Атмосфера двусторонних отношений России и Японии серьезно пострадала на фоне присоединения Токио к антироссийским санкциям ряда западных стран в связи с ситуацией в Крыму и на Украине в 2014 г.

В свете украинского кризиса Токио продемонстрировал солидарность с позицией стран «Большой Семерки» и предпринял ряд шагов, которые российское руководство восприняло как недружественные. Правительство Японии ввело ряд санкций в отношении России. Так, в первой волне санкций в марте 2014 г. Токио приостановил консультации с Москвой о смягчении визового режима, отложил на неопределенный срок начало переговоров о возможном заключении трех договоров (об инвестиционном сотрудничестве, сотрудничестве в освоении космоса и предотвращении опасной военной деятельности), а также было объявлено о отказе в выдаче визы 23 российским государственным деятелям (при этом список имен так и не опубликован до сих пор).

Затем последовала вторая волна санкций. В нее были включены решение о замораживании в случае обнаружения в стране имущества 40 лиц, имеющих отношение к украинским событиям, своего рода новый санкционный список, в который вошли 26 человек и 14 организаций, связанных с украинскими событиями. Также японские санкции коснулись банковского сектора РФ  (запрет на  эмиссию ценных бумаг со сроком погашения более 90 дней), ряда экономических проектов, астронавтики, сельского хозяйства (запрет на ввод в Японию винной продукции крымского производства).

В ответ на это Японии было объявлено о соответствующей реакции российской стороны, в частности в августе 2014 г. был передан список японских граждан, в отношении которых вводятся ограничения на въезд в Российскую Федерацию.

Закономерно встает вопрос о том, почему Япония поддержала введение санкций против России. Как нам кажется, здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, с точки зрения японской политической элиты воссоединение Крыма с Россией является нарушением международного права, что гипотетически могло бы создать прецеденты и вызвать цепную реакцию на силовое решение территориальных споров в Японском, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не в пользу Японии. Во-вторых, Япония связана с союзническими обязательствами со странами Запада, прежде всего с США. И данный фактор не позволяет Японии оставаться сторонним наблюдателем в делах даже на Европейском континенте.

 

 

 

В 2015-2016 гг. продолжились дипломатические виражи в российско-японских отношениях. В этот период наши страны не могли согласовать позиции глав государств по визиту президента РФ в Японию. Несмотря на это, контакты глав государства не прерывались, но они проходили на площадках международных мероприятий (в октябре 2014 г. в Милане на форуме «Азия-Европа», ноября 2014 г. - форума АТЭС в Пекине;  сентябрь 2015 г. – сессия Генеральной Ассамблеи ООН; ноябрь 2015 г. Анталии (Турция) на полях саммита «Большой Двадцатки»).

Своего рода переломным моментом, который позволил выйти из «тупика» двусторонних отношений, явился официальный визит 6 мая 2016 г.  премьер-министра Японии Синдзо в Сочи, в ходе которого лидеры двух стран обменялись мнениями о перспективах развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной областях, а также по актуальным международным вопросам. В частности, они обсудили проблематику мирного договора и поддержали ведущиеся переговоры в рамках МИД, а также договорились о возможности возобновления формата «2+2» (встреч министров иностранных дел и обороны).

Одним из важнейших предложений в ходе сочинской встречи, на наш взгляд, явилось предложение японской стороны о сотрудничестве, состоявшее из восьми пунктов. Эти «восемь пунктов Абэ» в основном посвящены сотрудничеству в экономической сфере. А именно, увеличение продолжительности здоровой жизни благодаря строительству высокотехнологичных медицинских центров; развитию городов; укрепление сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса; сотрудничество в сфере энергетики; диверсификация промышленности и повышение её производительности; строительство аэропортов и морских портов; мелиорация земель; сотрудничество в сфере передовых технологий; развитие гуманитарных обменов.

После этого состоялось еще несколько встреч президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во Владивостоке (ВЭФ-2016 и ВЭФ-2017),  в Перу в ноябре 2016 г., декабрь 2016 г. – официальный визит президента РФ в Японию (Нагато), апреля 2017 г. - официальный визит премьер-министр Японии в Москву.    

Результатами этих встреч за 2016-2017 гг. можно выделить следующее: подписание крупного пакета из 12 межправительственных и межведомственных соглашений, а также 68 коммерческих контрактов, включая совместный инвестиционный фонд с объемом инвестиций до одного миллиарда долларов; облегчение Японией визового режима для российских граждан; план возможной совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах; достижения понимания о необходимости решения территориального спора и подписания мирного  договора; возобновление безвизовых поездок для подданных Японии российских южных Курил.

Однако в российско-японских торгово-экономических связях необходимо констатировать отрицательную динамику развития, что являлось следствием введения антироссийских санкций в 2014-2016 гг. странами Запада и ухудшения макроэкономических показателей РФ.

Несмотря на сложный характер политического и трудности экономического взаимодействия России и Японии в 2014-2016 гг., взаимодействие в области культурных и гуманитарных связей оказались по большей части незатронутым. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений российско-японских связей традиционно являются культурные обмены. Народы обеих стран испытывают огромный взаимный интерес к культуре друг друга.

Знаковым событием в российско-японских отношениях явилось решение о проведении в 2018 г. в России и Японии перекрестных годов. В рамках визита президента В.В. Путина в Японию в декабре 2016 г. стороны пришли к единому мнению о проведении в 2018 г. в качестве одной из мер по расширению российско-японский гуманитарных обменов в рамках «Года Японии в России» и «Года России в Японии».

В обеих странах будут реализованы разнообразные мероприятия в широком спектре областей, таких, как политика, экономика, культура, наука, образование, молодежные обмены, спорт, обмены между муниципальными образованиями и т.д. Уже запланировано более 100 совместных культурных мероприятий.

Часть мероприятий в рамках перекрестных годов 2018 г. будет проходить и на территории Дальнего Востока. Активное участие в этих мероприятиях принимает Дальневосточный федеральный университет. Необходимо отметить, что ДВФУ развивает активные связи с Японией в области гуманитарных, образовательных и культурных связей. На сегодняшний день подписано около 36 соглашений о сотрудничестве между ДВФУ и ведущими японскими вузами, научными организациями, лабораториями и корпорациями, тем самым внося существенный вклад в российско-японское гуманитарное сотрудничество и укрепляя наши отношения.

Международное сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах между Россией и Японий всегда являлось одним из важных звеньев формирования доверительных отношений между нашими странами. Безусловно, что и нынешние перекрестные года внесут свой существенный вклад в устойчивое и стабильное развитие российско-японских многосторонний связей.

 

Еще материалы
РОССИЯ – КИТАЙ: ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ГОД
В Дальневосточном отделении Российской академии наук состоялся научно-практический семинар «Перекрёстные года межрегионального сотрудничества России и Китая на территории Тихоокеанской России».
В ЧИСТО АНГЛИЙСКОМ СТИЛЕ
Руководитель представительства МИД России во Владивостоке Владимир Коновалов отметил, что нынешнее празднование Дня дипломатического работника уже пятнадцатое по счету.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время