Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

30.11.2017
Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

Ирина Дробышева

 

Льготный режим территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток призван стимулировать привлечение инвестиций в создание на Дальнем Востоке новых производств, которые будут выпускать экспортную и импортозамещающую продукцию,  а также в создание транспортно-логистической инфраструктуры, встроенной в систему международных перевозок. Это потребовало серьезной перестройки работы таможенных органов и более тесного взаимодействия с китайской стороной, ведь КНР – один из главных торгово-экономических партнеров российского Дальнего Востока. Подробнее об этом рассказал начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий ЛАДЫГИН.

 

- Юрий Михайлович, каковы итоги внешней торговли Дальнего Востока в уходящем году, и какую долю занимает Китай? Что дальневосточники экспортируют, что импортируют?

 

- Итоги 2017 года мы подведем в начале года следующего, но тенденции наглядно демонстрируют данные таможенной статистики за девять месяцев. Внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных налоговыми органами на территории Дальневосточного федерального округа, увеличился, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, почти на 17 %.

 

Суммарная стоимость экспортных товаров увеличилась на 18,2 % и составила $16,2 млрд, импорт товаров вырос на 12,5 % и составил до $4,8 млрд.

 

В товарной структуре экспорта без малого 60 % приходится на минеральные продукты, 13 % –на продовольственные товары и сырье для их производства, 5,8 % – на машиностроительную продукцию (увеличение в 2,1 раза), 4,8 % – на древесину и целлюлозно-бумажные изделия (рост на 16,3 %), 1,2 % – на металлы и изделия из них (уменьшение на 16,2 %).

 

В импорте доля машиностроительной продукции – более 54 %, продовольственных товаров и сырья – 14,6 %, продукции химической промышленности – 9,0 %, металлов и изделий из них – 8,6 %, текстиля, текстильных изделий и обуви – 4,7 %.

 

Ведущие торговые партнеры - Республика Корея (27,4 % товарооборота), КНР (25,6 %), Япония (18,7 %), Бельгия (8,8%, является ведущим партнером из-за экспорта драгоценных металлов и камней).

 

Внешнеторговый оборот ДФО с Китаем за 9 месяцев 2017 года составил $5,4 млрд, что на 28,2 % больше, чем за аналогичный период 2016 года. Экспортировано товаров на $3,4 млрд (+34,4 %), импортировано – на $1,95 млрд (+18,6 %).

 

- С 1 октября 2016 года пункты пропуска на территории, где действует режим свободного порта Владивосток, должны работать круглосуточно и в режиме «одного окна», плюс к этому режим свободной таможенной зоны для резидентов ТОР и свободного порта. Как справляетесь?

 

- Мы подготовились. Наши сотрудники прошли обучение на факультете повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Кроме того, для решения задач санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, за которые раньше отвечали специалисты Роспотребнадзора и Россельхознадзора, штат должностных лиц ДВТУ в пунктах пропуска свободного порта Владивосток увеличен практически на 60 человек.

 

В ДФО расположено 60 пунктов пропуска через государственную границу России, в том числе шесть автомобильных, 11 смешанных (авторечных), 10 воздушных, 28 морских, четыре железнодорожных и один речной. Из них функционируют только 44 пункта пропуска.

 

Круглосуточный режим работы обеспечен во всех морских пунктах пропуска, где действует режим свободного порта: Владивосток, Находка, Восточный, Ольга, Зарубино, Посьет, Ванино, Пригородное. В Петропавловске-Камчатском и Невельске пропуск транспортных средств, обслуживающих международные перевозки пассажиров и товаров, в ночное время осуществляется в заявительном порядке.

 

Круглосуточно работают воздушные пункты пропуска: Владивосток (Кневичи), Хабаровск (Новый), Благовещенск и Якутск. А в аэропорту Петропавловска-Камчатского (Елизово)  по согласованию с государственными контрольными органами, то есть когда это необходимо, время работы пункта пропуска продлевается.

 

Также круглосуточно работает железнодорожный пункт пропуска «Пограничный» в Приморье. Остальные, в том числе автомобильные, пункты пропуска работают без выходных, но только днем. Наши китайские коллеги считают, что этого достаточно при существующем потоке пассажиров и грузов. Но мы договорились увеличить время их работы, когда это потребуется.

 

- Расскажите о современных информационных технологиях, применяемых в ДВТУ.

 

- Внедрение перспективных технологий, ускоряющих работу таможни, - одно из приоритетных направлений нашей деятельности и главная задача, поставленная перед нами Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

 

С 1 января 2014 года введено обязательное электронное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ЕАЭС). Правительством РФ определен перечень товаров и таможенных процедур, а также случаи, при которых допускается декларирование в письменной форме. В этом году доля деклараций на товары, поданных в электронном виде, составила практически 100 %.

 

С прошлого года мы используем технологию автоматической регистрации деклараций на все экспортные и импортные товары. В настоящее время все таможенные декларации на товары, поданные в нашем округе в электронной форме, обрабатываются в автоматическом режиме и, в случае успешного прохождения, также автоматически регистрируются.

 

С 1 октября 2016 года, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток», в морских пунктах пропуска Приморья, входящих в территорию свободного порта Владивосток, внедрен электронный документооборот между государственными контрольными органами, экспортерами, перевозчиками и другими участниками процесса. С этой даты оформление прибытия/убытия морских судов и перевозимых ими товаров на постах Владивостокской и Находкинской таможен проходит исключительно с применением КПС «Портал Морской порт», что значительно сокращает время прохождения контроля на границе.

В остальных морских, речных и смешанных пунктах пропуска ДФО, расположенных в зоне ответственности Хабаровской, Благовещенской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Биробиджанской таможен, внедрение КПС «Портал Морской порт» началось в первом полугодии 2017 года.

 

С марта 2017 года таможенный пост «Аэропорт Владивосток» по распоряжению ФТС России включен в перечень таможенных органов, использующих электронный документооборот с авиационными перевозчиками. С 1 апреля для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, действует обязательное предварительное информирование.

 

С 1 октября 2016 года на все товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС через автомобильные пункты пропуска свободного порта Владивосток, введено обязательное представление информации в объеме таможенной декларации.

 

На железнодорожных пунктах пропуска эту процедуру начали внедрять с 1 июня 2015 года: в настоящее время с ее применением отправлено без малого 98 % импортных грузов и почти 95 % экспортных.

 

Особое внимание мы уделяем внедрению технологии электронного транзита. Эксперимент начался в 2015 году, а 20 марта текущего года вступил в силу приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н, обязывающий внедрить технологию электронного транзита в рабочую практику ФТС. За десять месяцев 2017 года в ДФО было оформлено более 47 тысяч электронных транзитных деклараций – это практически 95 % всех транзитных деклараций.

 

- Каков вклад ДВТУ в то, чтобы международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» были более конкурентоспособны? Сократилось ли время оформления грузов при пересечении границы, в сравнении с 2016 годом? Насколько существенно увеличились грузоперевозки на этих маршрутах в этом году?

 

- ДВТУ с прошлого года занимается мониторингом грузоперевозок по этим транспортным коридорам. Статистические данные свидетельствуют, что интерес к трансграничным перемещениям товаров растет, объемы перевозимых грузов увеличиваются.

 

По МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» перевозка товаров осуществляется преимущественно между контрагентами Китая, а также между Китаем и Республикой Корея. Так, за 10 месяцев 2016 года было оформлено 556 партий товаров общим весом более 26,4 тысячи тонн, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. Номенклатура перевозимых грузов: пиломатериалы, кукуруза, соевые бобы, продукты питания, одежда, моющие и косметические средства.

 

А за 10 месяцев 2017 года - 713 партий товаров общим весом 91 тысяча тонн. Номенклатура перевозимых грузов осталась прежней. При этом общий вес перевезенных по МТК «Приморье-1» транзитных грузов почти в четыре раза превысил вес товаров, которые транспортировались год назад, а по МТК «Приморье-2» - больше на 20 %.

 

Мы стараемся максимально сократить время оформления транзитных грузов, и современные технологии помогают в этом. Среднее время оформления транзитной декларации в ДВТУ, по данным за 10 месяцев 2017 года, составило всего 27 минут.

 

- Расскажите подробнее о сотрудничестве ДВТУ с таможенными службами Китая.

 

- База для нашего взаимодействия - межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, подписанное 3 сентября 1994 года; протоколы и меморандум о взаимодействии между Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением КНР; решения подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, а также Программа мер ФТС России и ГТУ КНР по углублению сотрудничества приграничных таможенных органов Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений ФТС России и таможен Северо-Востока Китая.

 

2 536 километров – такова протяженность государственной границы РФ с КНР в зоне деятельности ДВТУ. С нашей страной граничат провинции Хэйлунцзян и Цзилинь, и мы тесно сотрудничаем с Харбинской и Чанчуньской региональными таможнями. По правоохранительным вопросам Дальневосточная оперативная таможня взаимодействует с их департаментами по борьбе с контрабандой. На уровне приграничного сотрудничества тесные рабочие связи с китайскими коллегами наладили Биробиджанская, Благовещенская, Уссурийская и Хабаровская таможни.

 

Мы регулярно проводим рабочие встречи  руководителей таможенных органов, организовываем семинары, в том числе с привлечением российских и китайских участников внешнеэкономической ВЭД, проводим эксперименты, совместные учения, стажировки, встречи экспертов по отдельным направлениям.

 

Созданы совместные рабочие группы по взаимодействию в пунктах пропуска и по обмену данными таможенной статистики внешней торговли. Их участники изучают нормативные документы двух стран, регулирующие порядок формирования таможенной статистики, ежеквартально обмениваются информацией о взаимном экспорте и импорте товаров между провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь и российским Дальним Востоком, анализируют полученные данные, выясняют возможные причины расхождения цифр и вырабатывают предложения по их устранению.

 

Идет регулярный обмен информацией о режиме работы пунктов пропуска, о развитии их инфраструктуры, выясняются причины возникновения очередей, проводятся мероприятия по синхронизации работы пунктов пропуска. Значительное внимание уделяется вопросам ускорения и упрощения процессов, связанных с перемещением транзитных грузов по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».

 

Совместные семинары помогают своевременно узнавать об изменениях таможенного законодательства РФ и КНР, получать разъяснения по его применению, обмениваться мнениями по проблемам и вырабатывать предложения по их решению.

 

В этом году мы обсуждали вопросы контроля таможенной стоимости, защиты прав интеллектуальной собственности, определения страны происхождения товаров, контроля перемещения международных почтовых отправлений, контроля экспорта и импорта лесоматериалов, применения в работе таможенных органов системы управления рисками, перемещения транзитных товаров. По просьбе китайских коллег мы подробно осветили работу таможенных органов в условиях свободного порта Владивосток. Полученные знания, образцы документов, тексты нормативных документов используются в работе таможенных органов. 

 

С августа 2014 года в зоне деятельности ДВТУ и Харбинской таможни проводится эксперимент по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, что позволит сократить время проведения таможенного контроля. В настоящее время эксперимент проводится на базе четырех пунктов пропуска: Пограничный– Суйфэньхэ, Полтавка –Дуннин, Благовещенс –Хэйхэ, Нижнеленинское–Тунцзян.

 

Активно развивается взаимодействие с китайскими коллегами в целях предотвращения незаконного перемещения через российско-китайскую границу ядерных материалов и других радиоактивных веществ. В 2015 и 2016 годах на базе пункта пропуска Благовещенск–Хэйхэ прошли совместные учения, цель которых – выработка алгоритма взаимодействия при обнаружении радиационно-опасных объектов и возврате их на сопредельную сторону. С мая 2017 года на базе отдельных пунктов пропуска в зоне деятельности ДВТУ и Харбинской таможни начался эксперимент по обмену соответствующей информацией.

 

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии проходят стажировки, в том числе языковые, для китайских делегаций.

 

Наши таможенники регулярно участвуют в совместных культурных и спортивных мероприятиях. Например, уже много лет подряд Благовещенская таможня вместе с коллегами из Хэйхэ организуют выставки творчества сотрудников и членов их семей.

 

В целом взаимодействие таможенных органов ДФО с китайскими коллегами стабильное и разностороннее. Сложились традиции, появились новые направления и формы взаимодействия, отвечающие современным задачам.

 

 

Еще материалы
ИМПОРТОЗАМЕЩЕННАЯ КАРТОШКА ТИМЧИШИНА
Свою лепту в импортозамещение вносит ИП «Крестьянское хозяйство Тимчишин А. С.», расположенное в Октябрьском районе Приморского края. Стартовав в трудные девяностые, оно не только выжило, но и изо дня в день набирает обороты, расширяя свою сферу деятельности.
Юрий Трутнев: средства единой субсидии нужно использовать максимально эффективно
Подготовка к предстоящему четвертому Восточному экономическому форуму, эффективность использования средств единой субсидии на формирование социальной инфраструктуры обсудили во Владивостоке участники заседания совета Дальневосточного федерального округа
ПРИМОРЬЕ – В СТРОКЕ ЛИДЕРОВ ПО ДОБЫЧЕ МИНТАЯ
Приморские рыбаки добыли более 243 тысяч тонн минтая в зимне-весенний период 2018 года.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время