Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

30.11.2017
Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами

Ирина Дробышева

 

Льготный режим территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток призван стимулировать привлечение инвестиций в создание на Дальнем Востоке новых производств, которые будут выпускать экспортную и импортозамещающую продукцию,  а также в создание транспортно-логистической инфраструктуры, встроенной в систему международных перевозок. Это потребовало серьезной перестройки работы таможенных органов и более тесного взаимодействия с китайской стороной, ведь КНР – один из главных торгово-экономических партнеров российского Дальнего Востока. Подробнее об этом рассказал начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий ЛАДЫГИН.

 

- Юрий Михайлович, каковы итоги внешней торговли Дальнего Востока в уходящем году, и какую долю занимает Китай? Что дальневосточники экспортируют, что импортируют?

 

- Итоги 2017 года мы подведем в начале года следующего, но тенденции наглядно демонстрируют данные таможенной статистики за девять месяцев. Внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных налоговыми органами на территории Дальневосточного федерального округа, увеличился, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, почти на 17 %.

 

Суммарная стоимость экспортных товаров увеличилась на 18,2 % и составила $16,2 млрд, импорт товаров вырос на 12,5 % и составил до $4,8 млрд.

 

В товарной структуре экспорта без малого 60 % приходится на минеральные продукты, 13 % –на продовольственные товары и сырье для их производства, 5,8 % – на машиностроительную продукцию (увеличение в 2,1 раза), 4,8 % – на древесину и целлюлозно-бумажные изделия (рост на 16,3 %), 1,2 % – на металлы и изделия из них (уменьшение на 16,2 %).

 

В импорте доля машиностроительной продукции – более 54 %, продовольственных товаров и сырья – 14,6 %, продукции химической промышленности – 9,0 %, металлов и изделий из них – 8,6 %, текстиля, текстильных изделий и обуви – 4,7 %.

 

Ведущие торговые партнеры - Республика Корея (27,4 % товарооборота), КНР (25,6 %), Япония (18,7 %), Бельгия (8,8%, является ведущим партнером из-за экспорта драгоценных металлов и камней).

 

Внешнеторговый оборот ДФО с Китаем за 9 месяцев 2017 года составил $5,4 млрд, что на 28,2 % больше, чем за аналогичный период 2016 года. Экспортировано товаров на $3,4 млрд (+34,4 %), импортировано – на $1,95 млрд (+18,6 %).

 

- С 1 октября 2016 года пункты пропуска на территории, где действует режим свободного порта Владивосток, должны работать круглосуточно и в режиме «одного окна», плюс к этому режим свободной таможенной зоны для резидентов ТОР и свободного порта. Как справляетесь?

 

- Мы подготовились. Наши сотрудники прошли обучение на факультете повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Кроме того, для решения задач санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, за которые раньше отвечали специалисты Роспотребнадзора и Россельхознадзора, штат должностных лиц ДВТУ в пунктах пропуска свободного порта Владивосток увеличен практически на 60 человек.

 

В ДФО расположено 60 пунктов пропуска через государственную границу России, в том числе шесть автомобильных, 11 смешанных (авторечных), 10 воздушных, 28 морских, четыре железнодорожных и один речной. Из них функционируют только 44 пункта пропуска.

 

Круглосуточный режим работы обеспечен во всех морских пунктах пропуска, где действует режим свободного порта: Владивосток, Находка, Восточный, Ольга, Зарубино, Посьет, Ванино, Пригородное. В Петропавловске-Камчатском и Невельске пропуск транспортных средств, обслуживающих международные перевозки пассажиров и товаров, в ночное время осуществляется в заявительном порядке.

 

Круглосуточно работают воздушные пункты пропуска: Владивосток (Кневичи), Хабаровск (Новый), Благовещенск и Якутск. А в аэропорту Петропавловска-Камчатского (Елизово)  по согласованию с государственными контрольными органами, то есть когда это необходимо, время работы пункта пропуска продлевается.

 

Также круглосуточно работает железнодорожный пункт пропуска «Пограничный» в Приморье. Остальные, в том числе автомобильные, пункты пропуска работают без выходных, но только днем. Наши китайские коллеги считают, что этого достаточно при существующем потоке пассажиров и грузов. Но мы договорились увеличить время их работы, когда это потребуется.

 

- Расскажите о современных информационных технологиях, применяемых в ДВТУ.

 

- Внедрение перспективных технологий, ускоряющих работу таможни, - одно из приоритетных направлений нашей деятельности и главная задача, поставленная перед нами Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

 

С 1 января 2014 года введено обязательное электронное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ЕАЭС). Правительством РФ определен перечень товаров и таможенных процедур, а также случаи, при которых допускается декларирование в письменной форме. В этом году доля деклараций на товары, поданных в электронном виде, составила практически 100 %.

 

С прошлого года мы используем технологию автоматической регистрации деклараций на все экспортные и импортные товары. В настоящее время все таможенные декларации на товары, поданные в нашем округе в электронной форме, обрабатываются в автоматическом режиме и, в случае успешного прохождения, также автоматически регистрируются.

 

С 1 октября 2016 года, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток», в морских пунктах пропуска Приморья, входящих в территорию свободного порта Владивосток, внедрен электронный документооборот между государственными контрольными органами, экспортерами, перевозчиками и другими участниками процесса. С этой даты оформление прибытия/убытия морских судов и перевозимых ими товаров на постах Владивостокской и Находкинской таможен проходит исключительно с применением КПС «Портал Морской порт», что значительно сокращает время прохождения контроля на границе.

В остальных морских, речных и смешанных пунктах пропуска ДФО, расположенных в зоне ответственности Хабаровской, Благовещенской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Биробиджанской таможен, внедрение КПС «Портал Морской порт» началось в первом полугодии 2017 года.

 

С марта 2017 года таможенный пост «Аэропорт Владивосток» по распоряжению ФТС России включен в перечень таможенных органов, использующих электронный документооборот с авиационными перевозчиками. С 1 апреля для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, действует обязательное предварительное информирование.

 

С 1 октября 2016 года на все товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС через автомобильные пункты пропуска свободного порта Владивосток, введено обязательное представление информации в объеме таможенной декларации.

 

На железнодорожных пунктах пропуска эту процедуру начали внедрять с 1 июня 2015 года: в настоящее время с ее применением отправлено без малого 98 % импортных грузов и почти 95 % экспортных.

 

Особое внимание мы уделяем внедрению технологии электронного транзита. Эксперимент начался в 2015 году, а 20 марта текущего года вступил в силу приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н, обязывающий внедрить технологию электронного транзита в рабочую практику ФТС. За десять месяцев 2017 года в ДФО было оформлено более 47 тысяч электронных транзитных деклараций – это практически 95 % всех транзитных деклараций.

 

- Каков вклад ДВТУ в то, чтобы международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» были более конкурентоспособны? Сократилось ли время оформления грузов при пересечении границы, в сравнении с 2016 годом? Насколько существенно увеличились грузоперевозки на этих маршрутах в этом году?

 

- ДВТУ с прошлого года занимается мониторингом грузоперевозок по этим транспортным коридорам. Статистические данные свидетельствуют, что интерес к трансграничным перемещениям товаров растет, объемы перевозимых грузов увеличиваются.

 

По МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» перевозка товаров осуществляется преимущественно между контрагентами Китая, а также между Китаем и Республикой Корея. Так, за 10 месяцев 2016 года было оформлено 556 партий товаров общим весом более 26,4 тысячи тонн, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. Номенклатура перевозимых грузов: пиломатериалы, кукуруза, соевые бобы, продукты питания, одежда, моющие и косметические средства.

 

А за 10 месяцев 2017 года - 713 партий товаров общим весом 91 тысяча тонн. Номенклатура перевозимых грузов осталась прежней. При этом общий вес перевезенных по МТК «Приморье-1» транзитных грузов почти в четыре раза превысил вес товаров, которые транспортировались год назад, а по МТК «Приморье-2» - больше на 20 %.

 

Мы стараемся максимально сократить время оформления транзитных грузов, и современные технологии помогают в этом. Среднее время оформления транзитной декларации в ДВТУ, по данным за 10 месяцев 2017 года, составило всего 27 минут.

 

- Расскажите подробнее о сотрудничестве ДВТУ с таможенными службами Китая.

 

- База для нашего взаимодействия - межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, подписанное 3 сентября 1994 года; протоколы и меморандум о взаимодействии между Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением КНР; решения подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, а также Программа мер ФТС России и ГТУ КНР по углублению сотрудничества приграничных таможенных органов Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений ФТС России и таможен Северо-Востока Китая.

 

2 536 километров – такова протяженность государственной границы РФ с КНР в зоне деятельности ДВТУ. С нашей страной граничат провинции Хэйлунцзян и Цзилинь, и мы тесно сотрудничаем с Харбинской и Чанчуньской региональными таможнями. По правоохранительным вопросам Дальневосточная оперативная таможня взаимодействует с их департаментами по борьбе с контрабандой. На уровне приграничного сотрудничества тесные рабочие связи с китайскими коллегами наладили Биробиджанская, Благовещенская, Уссурийская и Хабаровская таможни.

 

Мы регулярно проводим рабочие встречи  руководителей таможенных органов, организовываем семинары, в том числе с привлечением российских и китайских участников внешнеэкономической ВЭД, проводим эксперименты, совместные учения, стажировки, встречи экспертов по отдельным направлениям.

 

Созданы совместные рабочие группы по взаимодействию в пунктах пропуска и по обмену данными таможенной статистики внешней торговли. Их участники изучают нормативные документы двух стран, регулирующие порядок формирования таможенной статистики, ежеквартально обмениваются информацией о взаимном экспорте и импорте товаров между провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь и российским Дальним Востоком, анализируют полученные данные, выясняют возможные причины расхождения цифр и вырабатывают предложения по их устранению.

 

Идет регулярный обмен информацией о режиме работы пунктов пропуска, о развитии их инфраструктуры, выясняются причины возникновения очередей, проводятся мероприятия по синхронизации работы пунктов пропуска. Значительное внимание уделяется вопросам ускорения и упрощения процессов, связанных с перемещением транзитных грузов по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».

 

Совместные семинары помогают своевременно узнавать об изменениях таможенного законодательства РФ и КНР, получать разъяснения по его применению, обмениваться мнениями по проблемам и вырабатывать предложения по их решению.

 

В этом году мы обсуждали вопросы контроля таможенной стоимости, защиты прав интеллектуальной собственности, определения страны происхождения товаров, контроля перемещения международных почтовых отправлений, контроля экспорта и импорта лесоматериалов, применения в работе таможенных органов системы управления рисками, перемещения транзитных товаров. По просьбе китайских коллег мы подробно осветили работу таможенных органов в условиях свободного порта Владивосток. Полученные знания, образцы документов, тексты нормативных документов используются в работе таможенных органов. 

 

С августа 2014 года в зоне деятельности ДВТУ и Харбинской таможни проводится эксперимент по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, что позволит сократить время проведения таможенного контроля. В настоящее время эксперимент проводится на базе четырех пунктов пропуска: Пограничный– Суйфэньхэ, Полтавка –Дуннин, Благовещенс –Хэйхэ, Нижнеленинское–Тунцзян.

 

Активно развивается взаимодействие с китайскими коллегами в целях предотвращения незаконного перемещения через российско-китайскую границу ядерных материалов и других радиоактивных веществ. В 2015 и 2016 годах на базе пункта пропуска Благовещенск–Хэйхэ прошли совместные учения, цель которых – выработка алгоритма взаимодействия при обнаружении радиационно-опасных объектов и возврате их на сопредельную сторону. С мая 2017 года на базе отдельных пунктов пропуска в зоне деятельности ДВТУ и Харбинской таможни начался эксперимент по обмену соответствующей информацией.

 

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии проходят стажировки, в том числе языковые, для китайских делегаций.

 

Наши таможенники регулярно участвуют в совместных культурных и спортивных мероприятиях. Например, уже много лет подряд Благовещенская таможня вместе с коллегами из Хэйхэ организуют выставки творчества сотрудников и членов их семей.

 

В целом взаимодействие таможенных органов ДФО с китайскими коллегами стабильное и разностороннее. Сложились традиции, появились новые направления и формы взаимодействия, отвечающие современным задачам.

 

 

Еще материалы
РУСАГРО: ЧЕРЕЗ ПРИМОРЬЕ В СТРАНЫ АТР
Начиная с 2016 г. «Русагро» реализует на Дальнем Востоке проект по строительству свинокомплексов мощностью 82 тыс. тонн свинины в живом весе, производство комбикорма и комплекса мясопереработки. Общий объем инвестиций в проект составляет 27,7 млрд руб. c НДС (23,5 млрд руб. без НДС), из которых 12 млрд руб. уже потрачены. Оператором проекта является ООО «Русагро-Приморье».
ИМПОРТОЗАМЕЩЕННАЯ КАРТОШКА ТИМЧИШИНА
Свою лепту в импортозамещение вносит ИП «Крестьянское хозяйство Тимчишин А. С.», расположенное в Октябрьском районе Приморского края. Стартовав в трудные девяностые, оно не только выжило, но и изо дня в день набирает обороты, расширяя свою сферу деятельности.
Юрий Трутнев: средства единой субсидии нужно использовать максимально эффективно
Подготовка к предстоящему четвертому Восточному экономическому форуму, эффективность использования средств единой субсидии на формирование социальной инфраструктуры обсудили во Владивостоке участники заседания совета Дальневосточного федерального округа

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время