Василий Усольцев, первый вице – губернатор Приморского края: «ЦЕЛЬ НАШЕЙ СТРАТЕГИИ – БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕГИОНА, ЕГО ЖИТЕЛЕЙ».

26.10.2017
Василий Усольцев, первый вице – губернатор Приморского края: «ЦЕЛЬ НАШЕЙ СТРАТЕГИИ – БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕГИОНА, ЕГО ЖИТЕЛЕЙ».

         Василий Усольцев, первый вице – губернатор Приморского края:

«ЦЕЛЬ НАШЕЙ СТРАТЕГИИ – БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕГИОНА, ЕГО ЖИТЕЛЕЙ».

         - Василий Иванович, Приморье по праву называют воротами России в Азиатско – Тихоокеанский регион. Это и ее форпост на важнейшем стратегическом направлении. Соответственно, масштабны, ответственны задачи его укрепления. Их решением повседневно занята администрация края. В чем, хотя бы кратко, заключается стратегия дальнейшего развития?

         - Согласен с оценкой важности нашего региона. И этот форпост неуклонно укрепляется. Очень многое изменилось за последние годы в экономике, социальной сфере. Расширяется производство, появились новые направления, отрасли. Далеко вперед шагнула транспортная инфраструктура.

Важно четко определить наши перспективы. Идет работа над соответствующим документом. В планах развития края учитываем все резервы: научно – технические, стратегические. Имею ввиду, в частности, наше транспортное преимущество. Неплохо зарабатываем на границе, портах, логистике. Это нормально, по – хозяйски. С другой стороны, надо развивать промышленное производство – главное условие разворота экономики в сторону серьезного прорыва, освоения новых технологий.

Задача решается многими способами. В том числе с помощью масштабных, так называемых, якорных проектов, через корпорации, территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток.  Пока разворачиваются малый, средний бизнес, промышленные гиганты вводят новые мощности, дают продукцию, пополняют бюджет.

Не забываем в своей стратегии о закреплении кадров, дальневосточном гектаре, создании рабочих мест. Нормальные зарплата, условия труда – тоже ее составляющие.

- В какой мере способствуют решению этих задач режим территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток? Что показала практика его применения?

- Она дает хорошие результаты.  По ходу дела, конечно, приходится вносить определенные коррективы. Например, стали выделять земельные участки управляющим компаниям. Они передают их под застройку, что для бизнеса упрощает, ускоряет  процедуру оформления.

Делегируем и некоторые другие полномочия, устраняем ведомственные барьеры. В общем, стараемся создать режим наибольшего благоприятствования.  В энергетике сократили срок подключения новых объектов к сетям со 113 до 93 дней.  Смогли этого добиться, усовершенствовав законодательную базу, отменив получение разрешения на допуск к эксплуатации электроустановок мощностью ниже 150 киловатт.

На пять дней сокращен срок лицензирования пассажирских перевозок, медицинской деятельности.  На пятнадцать дней – в сфере образования. С участием бизнеса приступили к созданию и освоению программ среднего и дополнительного профессионального образования. Так, завод "Варяг», вместе с Владивостокским судостроительным колледжем, готовят программу обучения кадров по специальности «Технология машиностроения». Дальневосточный судостроительный колледж, что в Большом Камне, приступил к обучению таких работников. В Находке гуманитарно – политехнический колледж готовит специалистов для строящихся предприятий нефтехимии и нефтепереработки.

- То есть, подход комплексный?  

- Создавая такие территории, заботимся об их всестороннем укреплении. В ТОР «Большой Камень» дополнительно включили пять земельных участков под новый микрорайон для работников судостроительного комплекса, сооружения логистических центров. «Большой Камень» в ста километрах от Владивостока, вблизи МТК «Приморье – 1» и Транссибирской магистрали. Тут развитая инженерная, социальная инфраструктура, квалифицированные кадры. Словом, объект, выгодный для вложения инвестиций. Столь же перспективна ТОР «Нефтехимический», где от экспорта сырья переходят к поставке на рынки АТР товаров с высокой добавленной стоимостью.

Средства краевого и федерального бюджета направляем, прежде всего, в крупные инвестиционные проекты, в инфраструктуру территорий опережающего развития. Это позволяет бизнесу ускорить создание тут своих предприятий. В каждую ТОР вложили свыше четырех миллиардов рублей. На дороги, энергетику, воду и водоотведение, газ.

Иными словами, ТОРы накапливают опыт, корректируют, по ходу, свою деятельность.  Но глобальных усовершенствований они не требуют.

- Одна из причин оттока населения - отсутствие жилья. Между тем Приморью, Дальнему Востоку в целом,  не хватает специалистов. В частности, кадастровых инженеров. Поможет ли решению этой проблемы дальневосточный гектар?  Есть молодые ребята, выпускники вузов, других специальных учебных заведений, которые могли бы сюда приехать, но нужны квартиры. Помнится, в прежние годы молодым специалистам выделяли пять процентов жилья в построенных домах. Горисполкомы этим тогда занимались. Почему бы не вернуть такую практику? Предоставлять ведомственные квартиры тем, кто приезжает к нам работать?

- Мы руководствуемся существующими федеральными законами, а в них такое не предусмотрено. Есть категории граждан, имеющих соответствующие преимущества при получении социального жилья. Дети – сироты, военные, некоторые другие. За последние годы резко активизировалось жилищное строительство. Проблемы обеспечения жилплощадью решаются несколько иными способами. Например, бесплатное предоставление земли под застройку. Многие успешно используют такой вариант. Другой - доступность банковского кредита. Мы работаем с этими учреждениями. Застройщикам выделяют ссуды под девять – десять процентов годовых. Сегодня наша задача – добиться максимального снижения стоимости квадратного метра.

Стараемся удешевить для населения и стоимость проезда. Есть государственная программа развития транспортного комплекса Приморского края на 2013 – 2021 годы. Мы из своего бюджета субсидируем перевозки пригородного железнодорожного сообщения и местных воздушных линий. Возмещаем затраты на содержание аэропортов, аэродромов гражданской авиации.

- Преференции, которые предоставляют территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, мне кажется, приблизили к нам зарубежных инвесторов. Они проявляют все больший интерес к тому, как развивается экономика Приморского каря, куда можно выгодно вложить свои капиталы.

- Об этом – несколько позже. Но я бы все – таки в первую очередь назвал крупных российских игроков. Тот же «Радиоприбор». Он принимает участие в различных дальневосточных проектах. Пришли сюда спокойно, без шума, и многие другие наши компании.  Занимаются добычей и переработкой сырья, строительством, сельским хозяйством. Лично я ощущаю, что эти инструменты поддержки, а также Восточный экономический форум – очень серьезные «паровозы», стимулы развития экономики края.

ВЭФ – 3 не только скорректировал наши планы на будущее.  Он подвел итоги того, что уже сделано в рамках форумов предыдущих.

- Современные условия хозяйствования, надо полагать, требуют и совершенствования методов работы краевой администрации? Известно, что модель управления, осуществляемая в Приморском крае, признана лучшей, рекомендована федеральным центром для применения в других субъектах Федерации. Нельзя ли рассказать о ней подробнее?

- Постановлением правительства Российской Федерации регионам предложено «организовать проектную деятельность для решения стратегических задач во всех сферах социально – экономического развития». Документом определены основные элементы такого управления в госсекторе. Это: нормативная правовая база, организационная структура, информационная система, позволяющая автоматизировать процессы, подготовка специалистов соответствующего профиля, создание для них определенных стимулов.

В бизнесе метод проектного управления применяется давно. Он зарекомендовал себя как эффективный инструмент реализации сложных, «многоступенчатых» задач. Теперь эта технология переходит в органы государственной власти. В Приморье, как я уже сообщал вашим читателям, создан департамент проектного управления. Его основные задачи – координация, методическая поддержка органов власти при освоении и развитии проектной деятельности, внедрение государственной информационной системы управления проектами, их мониторинг, реализация, подготовка рекомендаций по обучению госслужащих.

Высший координационный орган – проектный комитет Приморского края, возглавляемый губернатором. Задачи комитета – принятие решений
об открытии (закрытии) проектов, рассмотрение вопросов их реализации.  Подготовку заседаний обеспечивает департамент проектного управления.

- Что уже сделано?

- Введена в эксплуатацию государственная информационная система «Управление проектами в Приморском крае». В нее вносится вся информация: цели, задачи, план-график, сведения об исполнителях. Предусмотрен блок отчетности и аналитики. Реализован принцип светофора: красный – проект просрочен, желтый – есть риски, зеленый – проект реализуется согласно графику.

Отдельно - панель губернатора. Она содержит сводную информацию по всем проектам, исполнителям. Кто и какие мероприятия завершил или, наоборот, провалил. Предусмотрена исключительно персональная ответственность. Департамент ежедневно, в режиме онлайн, ведет мониторинг реализации проектов, занесенных в информационную систему.

Разработана и применяется методика оценки компетенции специалистов сферы управления проектами, а также их стимулирования, повышения квалификации.  

- Можно ли назвать какие – то из осуществляемых проектов этого формата?

- Например, повышение инвестиционной привлекательности Приморского края, создание объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», «Михайловский». Еще - безопасные и качественные дороги, ЖКХ и городская среда, моногорода, образование, здравоохранение. Есть программа с названием: «Реализация российско-японских инфраструктурных инициатив в г. Владивостоке». Она включает проекты: «Устранение цифрового неравенства в сфере образования», «Внедрение современных информационных технологий в систему здравоохранения Приморского края».

Готовятся к реализации проекты: «Формирование сервисной модели поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае», «Экспорт продукции агропромышленного комплекса. Создание агрохаба в Приморском крае».

- Кто принимает решение о создании проекта?

– Руководитель органа власти края, по поручению губернатора, проектного комитета.

Для всех проектов разрабатываются паспорт, ключевые блоки, указываются ответственные за них лица, планы – графики исполнения, с определением дат начала и окончания. А еще - реестр рисков: проблем, которые могут возникнуть в ходе реализации, способы реагирования.

Все эти сведения вносятся в информационную систему:

«Управление проектами в Приморском крае». Исполнители представляют оперативные отчеты о ходе выполнения мероприятий, с приложением подтверждающих документов. Департамент готовится к внедрению такой системы на муниципальном уровне. Определены четыре проекта. Это: Уссурийск Дальнегорск, Спасск, Арсеньев.

  •  

- Обеспечивает качественное планирование и мониторинг. Положительные результаты достигаются в условиях ограничений по ресурсам, времени. Преимущества - и в больших возможностях прогнозировать результат, по  ходу дела исправлять недочеты. Проект осуществляется в информационной системе, доступной его участникам. А это означает оперативный контроль на всех этапах.

Словом, работа в рамках проекта системна и успешна. Мы также смогли проанализировать опыт коллег из регионов, учесть его в своих дорожных картах.

Немалый вклад в наше общее дело, подъем экономики вносят Инвестиционное агентство Приморского края, Центр развития экспорта, Гарантийный фонд, Центр поддержки предпринимательства, Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Вместе с федеральными органами исполнительной власти они регулярно проводят «круглые столы», семинары по проблемам инвестиционной деятельности. В том числе – применению законодательства о ТОРах, Свободном порте Владивосток.

- В начале нашей беседы, Василий Иванович, вы сказали о транспортных преимуществах края. Как их намерены закрепить, усилить?

-Есть три направления в дорожном деле: первое - строительство новых магистралей, второе – содержание, третье – реконструкция существующих трасс. Вот здесь и надо определять пропорции, куда сколько денег направить. Расходы на содержание убрать нельзя.  Без реконструкции тоже не обойтись, иначе потеряешь некоторые из существующих участков пути.  Все эти три направления, в зависимости от их состояния, от наших материальных возможностей, и наполняются финансами.

В ближайшие два года в «кошелек» на дорожное строительство заложим средства, прежде всего, территориям опережающего развития. Первое, что нужно инвесторам – даже не воду подать, подключить электричество, а обеспечить подъезды. Без нормальных путей сообщения бизнес в ТОРы, как говорится, и калачом не заманишь.

- В большом деле, считают специалисты, должны быть не один, не два игрока, а как можно больше: предприятия крупные, малые, средние.

- Выше мы с вами говорили про игроков, про то, что надо предпринимателям для успешной работы. Так вот, на рынке дорожного строительства в обязательном порядке должны быть компании с государственным участием.

У нас практически ежегодно случается режим чрезвычайных ситуаций. Устранять последствия без помощи государства, бизнесу сложно. Есть в дорожных планах и мелкие объекты, работы, невыгодные частному предпринимателю. Государственные структуры должны подставить плечо, взять на себя эти заботы. Такие правила мы будем настойчиво проводить в жизнь. Ибо не все их пока принимают, воспринимают.

- Василий Иванович, надо полагать, одна из стратегических задач – создание эффективной системы доставки продукции на рынки стран АТР. Как в крае намерены ее решать?

- «Логистическая составляющая» - очень важная величина в стоимости товара. Это вам подтвердит любой грамотный экономист. У Дальнего Востока есть много возможностей сокращать эту часть затрат. Но надо совершенствовать транспортную инфраструктуру. В крае реализуется множество соответствующих проектов. Самые масштабные, как известно, «Приморье -1», «Приморье -2».

Планируется построить и новые терминалы, порты. На полях ВЭФ было подписано соглашение между Приморьем и АО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», о строительстве комплекса закрытой перегрузки угля. Объект очень важен для экологии морской акватории. Ведь через наши порты идет на экспорт уголь Кузбасса, Якутии. Интерес к этому маршруту проявляет и Монголия.

Объединенная зерновая компания, со своей стороны, планирует построить в порту Зарубино специализированный терминал годовой мощностью больше тридцати миллионов тонн. Проект откроет новые каналы экспорта российского хлеба, выращенного на полях Сибири, Дальнего Востока.

Статус резидента получила на ВЭФ компания «Нептун – Холод». Она планирует построить складской комплекс объемом в три тысячи тонн, оборудовать объект специализированной техникой для предоставления своим клиентам сопутствующих погрузо – разгрузочных услуг. Спрос на них в крае растет, по мере создания новых предприятий пищевой промышленности, поставляющих свои товары, в том числе и за рубеж.

- Край издавна вывозит за границу руду, концентраты металлов, древесину, изделия из нее, морепродукты. Теперь, значит, меняет ассортимент?

- Эти товары остаются важной статьей экспорта. Но в последние годы все большее место занимает здесь продовольствие. Причем, в широком ассортименте: зерно, мясо, мед, кондитерские изделия, питьевая вода, многое другое. В АПК работает несколько крупных предприятий с участием российского и иностранного капитала. В том числе Китая, Южной Кореи.  Компания «Русагро», кроме свинокомплекса на семьсот тысяч голов, решила возвести молочно – товарную ферму. Инвестор из Вьетнама намерен строить у нас три животноводческих комплекса и молокозавод. Объем инвестиций – 16 миллиардов рублей.

На полях недавнего ВЭФ подписаны соглашения с иностранными бизнесменами о создании предприятий по переработке рыбы, развитию аквакультуры, выращиванию сои, кукурузы. Рынок сбыта – Россия и страны Азиатско – Тихоокеанского региона. Приморье наращивает выпуск продукции, в том числе сельскохозяйственной. Для ее доставки потребителям нужны дороги, логистические центры. Без этого нашей экономике не выдержать конкуренции на мировом рынке.

- Есть ведь в крае международные транспортные коридоры.

- Их предстоит запускать на полную мощность. Планируются и новые МТК. Один из них, предположительно, будет в ТОР «Надеждинская». Причем, предстоит системно решать эти стратегически важные задачи. Напомню: МТК «Приморье – 1» и «Приморье –2» сократят сроки доставки грузов, улучшат логистику. По оценкам экспертов, которые я уже называл, ежегодная экономия от перевозки грузов для Китая – более миллиарда долларов. Для России – прирост ВВП на 29 миллиардов рублей, 5,7 миллиарда рублей налогов и сборов. Для края – рост экономики на 4 - 5   процентов, около четырех тысяч новых рабочих мест.

Так что общая цель нашей стратегии – рост экономики Приморья, благосостояния жителей.

         Беседовала Валентина Братчикова.

 

Еще материалы
ВМЕСТЕ 	РЕШАТЬ ЗАДАЧИ 	УСКОРЕНИЯ
Общественный Совет при Минвостокразвития России подвел итоги своей работы в 2017 году и обсудил планы на год текущий.
Юрий ЛАДЫГИН: У ДВТУ стабильные и разносторонние отношения с китайскими коллегами
- Внешнеторговый оборот ДФО с Китаем за 9 месяцев 2017 года увеличился более чем на 28 % и составил $5,4 млрд

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время