ТЕАТР НО - ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ ВЛАДИВОСТОКА

05.12.2018
ТЕАТР НО - ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ ВЛАДИВОСТОКА

  ТЕАТР НО - ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ ВЛАДИВОСТОКА

Приморский зритель любит ходить на концерты японских артистов.  С оглушительным успехом на сцене Приморской краевой филармонии прошли концерты японских барабанщиков «Sai», знаменитого театра Кабуки в рамках года Японии во Владивостоке.  На днях в театре им Пушкина состоялось выступление театра Но. С приветственным словом выступил исполняющий обязанности генерального консула Японии во Владивостоке господин Тоёсима Соитиро.  

Он рассказал, что выступив недавно на Сахалине, театр впервые покажет свое мастерство жителям Владивостока:

- Перед вами выступит знаменитый артист Кацуми Нобору, обладатель звания ЮНЕСКО «Национальное достояние Японии», - пояснил он зрителям. -  Выступление будет сопровождаться игрой прекрасных музыкантов. Благодаря выступлению театра Но вы сможете окунуться в таинство японского искусства. Кроме того, во время выступления будут задействованы не только национальные, но и современные инструменты, фортепиано и скрипка.  Это позволит зрителям проникнуться атмосферой слияния культуры Востока и Запада. В заключении хочу выразить благодарность всем, кто принимал участие в подготовке выступления театра Но.

…После непродолжительного музыкального вступления, где основным солирующим инструментом стала флейта, на сцену плавно, словно лебедь «выплыл» артист в белой маске облаченный в яркий национальный костюм. На первый взгляд, он не делал ничего особенного. Двигаясь мелкими шагами, Кацуми Набору время от времени плавно поднимал веер, производил выкрики... Но вот что любопытно, не производя на первый взгляд ничего существенного, он своими простыми движениями мгновенно приковал к себе взгляды всего зала, я бы даже сказал загипнотизировал…Настолько было мощным воздействием Кацуми Набору на зрителей   одним только своим присутствием на сцене.   В этом как раз и заключается великое таинство, непостижимая сила японского искусства, которая трогает, волнует душу зрителя.

Отличие театра Но от театра Кабуки в том, что актеры Но играют на сцене в масках, а кабуки – в сложном гриме. Традиционный театр Но – это гармоничное сочетание танцев, ритма, музыки с шорохами, позами и движениями персонажей. В нем каждый звук, жест играет свою роль. Ничего лишнего в представлении нет. Чтобы донести свою мысль до зрителя, актеры используют особую технику переплетения пения, речитатива, выкрика и чтения.

Зародившийся в XIV веке, театр Но является одним из видов древнего японского традиционного искусства, вошедший в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. До сегодняшнего дня традиция театра Но сохраняется без изменения, и в этом тоже проявляется уникальность, как самого жанра, так и японского мировоззрения и отношения к искусству.

Первую пьесу, которую представил театр, называется «Хагоромо» - «Накидка из перьев». …Однажды весенним утром рыбак по имени Хакурю, живущий на берегу моря Михономацубара, отправляется на рыбалку с друзьями, где на сосновых ветках находит очень красивую накидку. Он хочет забрать ее с собой в качестве семейной реликвии, но в этот момент появляется небесная богиня и просит вернуть ей накидку. Сначала Хокурю не внимал ее мольбам, и не хотел возвращать накидку. Однако ее слова о том, что без накидки она не сможет вернуться на небеса и ее печальный вид тронули его сердце. В конце концов он возвращает ей накидку, взамен которой она танцует ему свой танец. Облачившаяся в накидку небесная богиня исполняет танец, выражающий образ лунного дворца. Далее танец восхваляет весну и Михономацубара, и вскоре она воспаряет за пределы Фудзи, исчезая под покровом тумана… Всех персонажей пьесы – рыбака, небесной богини и ее танец искусно исполнил Кацуми Набору.

Рассказывая от театре Но нельзя не упомянуть об уникальном флейтисте Иссо Юкихиро, который своей виртуозной игрой сопровождал выступление актера. Слушателей поразили не только необычный глубокий звук флейт и фантастическая виртуозность игры на национальных инструментах Иссо Юкихиро. В финале концерта он исполнил мелодию сразу на трех флейтах. Под общие аплодисменты продемонстрировал так называемое цепное дыхание, при помощи которого извлекаемая на флейте нота прозвучала несколько минут подряд без перерыва.

Исссо Юкихиро награжден почетным званием Артиста ЮНЕСКО.  В 2001 году как солист Симфонического оркестра Ёмиури на XXIV Музыкальной премии Пен клуба в номинации «классика» он был отмечен II премией за творческую деятельность в области традиционного искусства.

 Ритмическую основу ансамбля обеспечивали Ёсими Массаки (табла-индийский барабан) и Кицунай Мото- традиционные японские барабаны. Очень красиво и нежно звучала скрипка в руках Ето Синобу, партию фортепиано исполнил Ето Масаки.

Лейтмотивом следующей пьесы «Макигину» (Шелковые свитки) стал дурной сон, который приснился японскому императору. Он приказывает принести в качестве подношения тысячу свертков шелка Трем Великим Святилищам в Кумано. Получившие приказ посланцы собирают свитки по всем уголкам Японии, и только посланец из Киото ничего не приносит, чем очень рассердил императорского служащего…

Во время выступления театра Но звучали не только национальные японские мелодии. Бурю оваций вызвало исполнение знаменитой песни «Миллион алых роз». А так же очень популярной в России японской песни «У моря у синего моря», музыку для которой написал Хироси Миягава, а слова Токико Иватани. В 1964 году она была издана Всесоюзной студии грамзаписи. Вскоре поэт Леонид Дербенев сочинил для нее русский текст. Словом, этот как раз тот уникальный случай, когда японская песня стала нашей, российской.

В конце концерта весь коллектив театра Но вышел на авансцену. На этот раз Кацуми Набору был без маски и щедро дарил всем свою улыбку. Зрители еще долго не хотели отпускать японских артистов, которые поразили и удивили своей актерской и музыкальной игрой. На память об этом концерте у каждого зрителя остались буклеты о самом первом выступлении театра Но на владивостокской сцене. Мы очень надеемся, что артисты к нам приедут вновь и вновь.

Виталий Холоимов.

Фото автора.

 

Еще материалы
КОРЕЙСКИЙ БЛЮЗ
Под эгидой XV Юбилейного Международного джазового фестиваля, при поддержке Генерального консульства Республики Корея в г. Владивосток, в Приморской Краевой филармонии состоялся концерт корейского джазового коллектива Charlie Jung Band.
На страже военной истории региона
В Приморье завершена многолетняя работа над уникальной книгой – четырехтомником «Владивостокская крепость», посвященном истории этого памятника военной архитектуры.
Открытие фестиваля
В открытии приняли участие Полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев, Министр Минэкономразвития Александр Козлов, главы регионов Дальнего Востока

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время