«ВОЛНА КРАСОТЫ»

14.12.2020
«ВОЛНА КРАСОТЫ»

«ВОЛНА КРАСОТЫ»

Видеосюжет с таким названием сопровождает выставку работ известного художника Елены Братчиковой.

Автор видеоклипа, Дарья Метсен и режиссер Андрей Хоменко как бы вводят посетителя в таинственный, волнующий мир своеобразной, мистической красоты, изображенной на полотнах.

Имя Елены Братчиковой хорошо известно в мире искусства. Обширен круг ее творческих интересов. Художник, чьи работы находятся в частных коллекциях России, ближнего и дальнего зарубежья, с успехом демонстрировались в Центральном выставочном зале ЦДХ в Москве. Как дизайнер неоднократно участвовала в международных специализированных выставках. А в представленных на суд зрителей работах показала себя как исследователь, поклонник и пропагандист восточной культуры. О том, как они рождались, рассказывает их автор.

– Елена Николаевна, ваша малая родина – Владивосток, с неповторимой красотой природы, с романтикой ближних и дальних морей. Почему же обратили взор на чужую, неведомую Индию?

– Приморье и его столица, безусловно, прекрасны. Они тоже нашли отражение в моих работах. Но, гуляя по родному городу, тому же Океанскому проспекту, не раз наблюдала представителей этой восточной страны. Обращали на себя внимание их наряды, музыка, танцы.  Стала подробнее интересоваться Индией. Любопытно было узнать, как там живут, чем занимаются.

Смотрела индийские фильмы, их часто показывали в наших кинотеатрах, читала книги. В частности, «Рамаяну» – древнеиндийский эпос, где главный герой – Рама. Он изображен как воплощение достоинства и воли. Другие персонажи этой книги – тоже неотъемлемые элементы культурного сознания народов Индии. Идеи и образы этого эпоса вдохновляли практически всех тамошних писателей, художников, мыслителей. В том числе Рабиндраната Тагора, Джавахарлала Неру.  И так же, как сам текст, на протяжении веков «Рамаяна» передается в изобразительном искусстве, литературе, на сценах театров. Кстати, не только в Индии. Мне, как видите, удалось приобщиться к этой славной традиции.

Вообще, индийский субконтинент – родина древней цивилизации.  Тут зародились индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм. Позже сюда пришли христианство, ислам, другие религии, оказавшие значительное влияние на развитие культуры. Понять страну, ее народ лучше всего можно через изобразительное искусство, музыку, танцы.

Вы, насколько мне известно, по специальности журналист, но пишете не статьи, репортажи, а нечто совсем иное. Правда, такое перевоплощение не редкость в литературе, искусстве. Но все же:  как у вас это получилось?

– Окончила факультет журналистики Дальневосточного госуниверситета. Но, занимаясь в вузе, одновременно училась живописи у известных владивостоксих художников Андрея Майорова, Федора Морозова.  Ходила в мастерские, брала уроки. Была как бы в роли подмастерья. И так увлеклась, что на последнем курсе пришлось взять академический отпуск, чтобы закончить свои живописные работы.

К тому времени я уже, как говорится, неплохо владела кистью. Был, например, такой случай. В мастерской стояли рядом две картины: моя и известного мастера. Пришли покупатели, взяли мою, хотя им сказали, что работа выполнена ученицей. Это не повлияло на их выбор. Для меня сотрудничество с известными мастерами было очень хорошей практической школой. Параллельно с университетским я как бы получила второе образование. Так, в общем, вместо журналистской, началась у меня карьера художника, потом и дизайнера.

И вы в ней преуспели. Может, расскажете об этом периоде своего творчества?

 – Переехав в Москву, вплотную занялась дизайном. Участвовала в оформлении торговых залов, расписывала, в частности, интерьер монастыря на Сретенке: библиотеку, трапезную, с благословения епископа. Параллельно училась в одной из самых престижных студий дизайна – «Детали». Очень сильная школа профессионального мастерства. Она дала мне базовые знания архитектуры, живописи, научила рассматривать интерьер как некое произведение искусства. В нем важно умело использовать игру света и тени, найти оригинальные решения. Дипломная работа была связана с близкой мне восточной темой.

О ваших дизайнерских проектах, в том числе доме на Николиной горе, писали журналы «Архитектура и дизайн», «Окно в АТР», другие издания. Специалисты отмечали их высокий эстетический уровень, сочетающийся с простотой и практичностью в организации жизненного пространства, с комфортом для работы и отдыха. Чтобы добиться такого успеха, наверное, нужно многое знать и уметь.

– Кроме знаний в живописи, архитектуре, нужно обладать и определенными техническими сведениями: свойства, качество различных материалов, их совместимость, стиль, соответствующий назначению объекта. Одно дело – оформление квартиры, загородного дома. И совсем другое, скажем, часовня, храм. Интерьер – это живопись. Трехмерная, многомерная. Здесь также важны сочетания цвета, света и тени. Понимание всего этого дается не сразу. Нужны терпение, постоянная работа над собой. И, конечно, вдохновение.

Откуда его черпаете?

– В работах известных мастеров, в путешествиях по миру. Где бы ни была, обращаю внимание на дизайн. Запоминаю, зарисовываю понравившиеся детали.

Но мы несколько отвлеклись от основной темы этой выставки.  В представленных полотнах чувствуется подробное знание предмета, проще говоря, натуры. Чтобы ее изучить, и отправились в Индию?

– Она все больше занимала мое внимание. Стала заниматься йогой. Писала картины на темы индийской мифологии. Некоторые из них здесь, на выставке. В общем, образ этой страны всегда был в моем воображении. Но пока что не планировала туристическую поездку или паломничество в эту страну. А однажды подруга предложила слетать в Джамму и Кашмир, что на севере Индии. Местность, кроме сельского хозяйства, промышленности, славится песнопениями, фестивалями танцев в масках, оригинальным ткачеством.

Здесь тепло, высокая влажность, усиливающая ароматы цветущих деревьев и трав. Все это произвело на меня очень сильное впечатление. Словом, воочию убедилась в том, что пишут в рекламных роликах: «Страна ярких красок, пряных специй, загадок истории, своеобразной архитектуры». Буддийской, исламской. У каждой свой стиль. Он выражается прежде всего, в культовых сооружениях. Современная же более космополитична. Пример –многим известный храм Лотоса. А в целом неописуемой красоты мозаика, яркие купола зданий создают ощущение, что вы попали в некое волшебное царство. Захотелось бывать тут еще и еще.

Надо полагать, не из праздного любопытства.

– Художник черпает вдохновение в окружающей обстановке. Мир материальный и духовный неразрывно связаны, границу между ними зачастую разглядеть невозможно. Уловить ее, показать зрителю – вот главная цель, и достичь ее непросто.

Судя по представленным работам, вам удалось подробно изучить жизнь, быт народов Индии.

– Большая страна, где почти полтора миллиарда человек. Население в основном бедное. Тем не менее, люди выглядят счастливыми. Очень дружелюбны, в общении с ними чувствуешь себя комфортно. Сравнивать Индию с другими странами невозможно, да и ни к чему.

Известна экзотическая красота ее женщин. Это, кстати, ярко отражено и на ваших полотнах.

– Женщина в произведениях искусства Индии – объект восхищения, обожания. Вот лишь несколько цитат на эту тему:

«О Грациозная! Ты – Солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, ты – водопад из сладкого потока нектара осознания, стекающего с букетов цветов разума для ищущих мудрости».

«О сверкающая! Ты – тело Творца Блаженства, Солнце и Луна. Ты – ум. Ты – эфир. Ты также Огонь, Вода и Земля. Ты проявляешь себя в качестве Вселенной, в которой нет ничего, кроме тебя».

«Весь этот мир был создан Творцом из мельчайших частичек пыли, которые собрал он с твоих лотосоподобных стоп».

Или вот еще: «Тот, кто медитирует на тебя, имеющую форму статуи из лунного камня, производящую нектар мириадами лучей, исходящих из твоего тела, уничтожает высокомерие».

Яркие образы в лучших традициях поэзии Востока. Тут поневоле хочется взяться за кисть, отобразить это, в силу своих возможностей, на холсте.

И таинство индийского танца, судя по вашим работам, вы тоже познали в мельчайших деталях.

– Индийский танец – я сама исполняю так называемый стиль катхак – сродни живописи. Для меня занятия, увлечения им – не просто, как говорится, хобби. Это еще один способ полнее, тоньше и глубже воспринимать окружающий мир, передать его зрителю в своих работах. Посещала культурный центр Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве. Окончила институт трансперсональной психологии. Тема моей дипломной работы: «Йога как телесно ориентированная психотехника».  Начинается йога как система упражнений. В итоге – образ жизни, система духовного развития.

Что касается индийских танцев, они имеют разнообразные формы, в том числе, народные, классические. С повествовательными мотивами, с элементами мифологии. Искусство танца – выражение внутренней красоты и божественного в человеке. Каждый жест стремится передать идеи, каждое выражение лица – эмоции.

Эти ощущения усиливает музыка. Она сама по себе – неотъемлемая часть культуры, и – важная составляющая танца. Тоже включает многочисленные варианты: народная, религиозная, эстрадная. В индийской музыке большое разнообразие традиций, региональных стилей. Классическая содержит два основных жанра: северо- и южноиндийский, а также различные их вариации.

Как, наверное, и одежда. Она ведь тоже – предмет вашего изучения?

– В одежде цвет и стиль также зависят от региона, климата, других факторов. Популярна – из цельных кусков ткани. Например, сари для женщин и дхоти – для мужчин. В ходу также и европейская мода. Художнику, конечно, все это нужно знать, чтобы его работы были достоверны в мельчайших деталях.

 Изобразительное искусство, литература, театр, как писал известный философ, – это сценарий человеческой жизни, а красота – божественная сила. В чем убеждают и работы, представленные на выставке Елены Братчиковой.

           Беседовал Александр Платошкин.

 

Еще материалы
ПОЗДРАВИЛИ С ДНЕМ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ
Сотрудников СМИ и пресс-служб поздравили с Днем российской печати 13 января в Приморье. Первый вице-губернатор – председатель Правительства края Вера Щербина и вице-губернатор – руководитель аппарата Губернатора и Правительства края Антон Волошко в торжественной обстановке вручили заслуженные награды работникам медиаиндустрии.
Атланты восточных просторов страны. (Анонс).
Необычная экспозиция «Встречь солнцу» заслуженного художника России, члена Международной федерации художественной фотографии (FIAP) и действительного члена РГО Владимира Мягкова.
Объявлена программа V Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский», Владивосток
14 августа – 6 сентября 2020 года Художественный руководитель — Валерий Гергиев

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время