ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

26.10.2020
ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

         ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

         Территории опережающего развития отмечают свое пятилетие. Чего достигли? Что впереди?

Напомним: ТОР, как значится в официальных документах – экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

Выделение внутри страны таких территорий – широко распространенная в мире практика. Льготные ставки по арендной плате, на социальные взносы, налоги на добычу полезных ископаемых, на прибыль, имущество, землю. А также режим свободной таможенной зоны, преференции при подключении к объектам инфраструктуры, многое другое. Порядок, регламент работы ТОР, меры дополнительной поддержки их резидентов определяют у нас Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, другие органы федеральной власти.

Поначалу правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. И намечалось ещё шесть. В их числе: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Михайловский» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке, индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии, еще – «Камчатка». А в марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» и «Горный воздух», и «Большой камень» в Приморье, на базе судостроительного комплекса «Звезда».

Чем отмечен пятилетний рубеж в жизни обозначенных территорий?

Идут на подъем

         Мягкий климат, наличие пахотных земель, развитые транспортные связи, солидный рынок сбыта определили основную специализацию ТОР «Михайловский»: сельское хозяйство. Здесь осваивают восемнадцать проектов, а общий объем заявленных вложений составляет 82,6 миллиарда рублей. Причем семнадцать из восемнадцати резидентов «Михайловский» воплощают свои замыслы именно в аграрной сфере. Успешно освоены пять проектов свинокомплексов, агрофирм. Так, ООО «Приморский кооператив фермеров» намерен строить элеватор, а «Приморская складская логистика» оборудует зернохранилища. «Омега» создает предприятие по переработке бобов сои и выпуску из них масла, а «Молоко Приморья» строит перерабатывающий завод. «РУСАГРО-Приморье», «Приморский бекон» и «Мерси-трейд» возводят свиноводческие комплексы.

Еще одним резидентом ТОР «Михайловский» намерена стать «АТ группа «Терминал». В ее планах – создать многопрофильный логистический комплекс по хранению, перевалке, переработке продукции полей и ферм, обслуживанию и ремонту сельхозтехники. И как часть этого проекта – строительство элеватора на 120 тысяч тонн зерна. Общие капитальные вложения оцениваются в 919,35 млн рублей.

Создавая такие территории, федеральная власть обещала также инфраструктурную поддержку. На «Михайловском» завершено строительство четырех электроподстанций общей мощностью 56,65 МВт. Прокладываются дороги к объектам, трассы общего пользования.  Резидентам, если они сами вкладывают средства в такие объекты, компенсируют расходы. В частности, при поддержке Минвостокразвития и Арктики, «Корпорации развития Дальнего Востока» компания «РУСАГРО-Приморье» получила субсидию в 97 миллионов рублей на строительство хранилищ сжиженного газа, как сообщает генеральный директор КРДВ Дмитрий Тетенькин.

Расширяет свои владения ТОР «Николаевск». Структура мощная, многопрофильная. Специализируется на переработке рыбы, добыче полезных ископаемых, судоремонте. По соглашениям с Корпорацией развития Дальнего Востока здесь осваивают инвестиционные проекты семь резидентов. Общий объем заявленных вложений – около трех миллиардов рублей, что позволит создать в регионе более 1260 рабочих мест.

А не так давно председатель правительства России подписал постановление, согласно которому сюда включен земельный участок площадью около 65 гектаров. Инвестор, «ВБР-Трейд», намерен построить здесь рыбоводный участок по воспроизводству кеты и горбуши, а также перерабатывающий комплекс в Николаевске-на-Амуре. Довольны и местные жители. Ведь с осуществлением проекта они будут обеспечены экологически чистой продукцией, по доступной цене.  Выпущенная из питомника молодь осенней кеты увеличит ее численность в реках бассейна Амура.

В разных условиях, разные задачи решают эти новые структуры. Объединяет их, пожалуй, одно: стремление сполна использовать открывшиеся возможности, ухватить то самое звено, с помощью которого, не слишком громыхая, можно вытащить всю цепь. Мост через Амур, между Россией и Китаем, стал, например, объектом притяжения инвесторов ТОР «Приамурская». Особенно – на площадку «Ровное», находящуюся в непосредственной близости от трансграничного перехода. Соединивши две дружественных страны, он – как бы дополнительный импульс развития всей прилегающей территории. А создание для «Приамурского» электросетевой инфраструктуры позволит осуществлять крупные энергоемкие проекты.

Здесь уже работают одиннадцать резидентов, и еще пять компаний планируют получить такой статус. Например, «Агрохим ДВ» уже сдала в эксплуатацию логистический комплекс, два склада. Объекты технически сложные, вложения в строительство серьезные. Ныне в границы ТОР «Приамурская» включен участок на территории Бурейского района. Тут компания «ВКМ Бурея» уже запустила в работу предприятие, специализирующееся на капитальном ремонте и полной ревизии колесных пар, букс. До 2027 года совокупные поступления в бюджеты всех уровней от него достигнут 260 миллионов рублей, будет создано 74 рабочих места.

         Важными вехами отмечено и пятилетие ТОР «Белогорск», что на территории одноименного города Амурской области. Основной резидент ее – ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский». Предприятие занимается глубокой переработкой сои.  Мощность первой очереди – около восьмисот тонн бобовых в сутки. Одновременно с заводскими цехами «МЭЗ «Амурский» построил в Белогорске дом на 36 квартир, для своих работников. Ныне уже запущена вторая очередь – цех по производству соевого изолята. Годовая мощность – десять тысяч тонн продукта, с содержанием белка до 95 процентов. Объекты оснащены оборудованием для экспорта продукции.

«Белхлеб», что в составе «Белогорска», поставляет местному населению эту жизненно важную продукцию. «Амурэкоресурс» осваивает утилизацию промышленных отходов. Переработкой леса и выпуском фанеры займется компания «Международное деловое единство», а «Спецтех» наладила литейное производство. Не в обиде и горожане. Налоги в местную казну, и почти восемьсот, а в перспективе еще сотни, новых рабочих мест. Словом, ТОР стала одним из важных звеньев в развитии экономики Амурской области.

Камчатский край, как и некоторые другие регионы Дальнего Востока, недавно посетили премьер Михаил Мишустин и члены кабинета. Столичных гостей приятно удивил стремительный рост числа резидентов территории опережающего развития «Камчатка». Планировалось привлечь 27,75 млрд рублей инвестиций. Сейчас их объем, по заключенным с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашениям, составляет 141 млрд рублей. Предполагалось создать 2456 рабочих мест. Сегодня этот показатель превзойден вчетверо. Компаний-резидентов должно было быть 64, а их уже 103. Объем инвестиций, предусмотренных постановлением правительства РФ, выполнен на пятьсот процентов.

С чем связан своеобразный бум? С перспективами освоения колоссальных природных ресурсов – центра[ПW1] [ПW2]  притяжения капиталов. Пятая часть резидентов ТОР «Камчатка» свои проекты уже реализовала: 21 предприятие пущено, до конца года планируется ввести еще десять.  Здесь создано 4 384 рабочих места. Региональный бюджет получил от камчатских инвесторов более 2,5 млрд рублей в виде налогов и сборов.

Бизнесу, чтобы успешно освоить намеченное, в установленные сроки нужна, прежде всего, серьезная инфраструктурная поддержка. Государство, как и обещало, ее оказывает (подробнее об этом расскажем далее). То же АО «КРДВ», при содействии Минвостокразвития и Арктики, заботится об инженерной, транспортной инфраструктуре. ТОР «Камчатка» получит современные автомобильные дороги общей протяженностью более 13 километров, централизованные водопроводные сети, канализацию, а также систему теплоснабжения на базе термальных вод.

Дмитрий Тетенькин напоминает: общая стоимость проектов составляет 9,76 млрд рублей, финансирование – из федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Таким образом, на каждый казенный рубль, вложенный в создание объектов инфраструктуры, приходится 14,1 рубля частных инвестиций.

«Ключевая наша задача – создать для инвесторов доброжелательный, благоприятный климат. Любая предпринимательская инициатива – это шаг вперед в развитии региона. ТОР, а теперь еще и СПВ, осуществляют особо значимые, опорные проекты, создают экономический каркас. В будущем он позволит сделать Камчатку успешной и самодостаточной, повысить уровень жизни населения, занять передовые позиции по целому ряду направлений.  Мы и впредь будем стремиться привлекать новых резидентов. В том числе совершенствуя законодательную базу в сфере поддержки бизнеса», – делится планами губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Впрочем, это могли бы сказать и многие его коллеги в ДФО.

Предельно категоричен директор по развитию ООО «МС-Бункер» Борис Лаврентьев.  Благодаря преференциям ТОР в четыре раза сократили текучесть кадров на флоте, направив средства государственной поддержки на индексацию зарплат моряков. Потребители услуг этого предприятия – судоходные и энергетические береговые компании. Его флот насчитывает 16 судов. Флагман – танкер «Кайрос» вместимостью 50 тысяч тонн нефтепродуктов – способен обслуживать суда в составе арктических караванов на маршруте Северного морского пути.

Время, как известно, ресурс не восполняемый. Упускать его не намерены ни руководство ТОР, ни резиденты. Логистика и транспорт, добыча полезных ископаемых – все в сфере их деятельности.  Компании «Аметистовое», «Камчатское золото» готовы вложить в это более шести миллиардов рублей. А «Фар Истерн Нэйчэрл Рисорсис» (дочернее предприятие индийской компании Tata Power) начала геологоразведочные работы на Крутогоровском угольном месторождении. Добычу тут предполагается вести круглый год, открытым способом, с доставкой топлива потребителям флотом, а до побережья – большегрузными автомобилями.

У ворот в Арктику

Освоение Арктики ускорило создание инновационных технологий в нефте-, газодобыче, стало трамплином для бурного роста производительности труда, обновления основных фондов. Развитие Севморпути, инфраструктуры побережья во многом зависит от деловой активности предприятий Якутии. В свете новых задач преображается ТОР «Якутия» (ранее – «Индустриальный парк «Кангалассы»). Ныне в ее границах земли трёх муниципальных образований республики, ТОР становится центром привлечения инвестиций. Статус ее резидентов присвоен 22 предприятиям, которые уже вложили в свои проекты 2,8 млрд рублей, создали более 250 рабочих мест. Половина заявленных бизнес-планов уже реализована. Так, ООО «Бигэ» выпускает стойкие к холодам акриловые краски, ООО «Теплый край» – сэндвич-панели. Твердотопливные котлы – «Саха Липснеле». Их особенность в том, что горение и температура пламени зависят от мощности и направления воздушного потока. Чем он мощнее, тем выше температура. В результате в 2-2,5 раза сокращается расход угля или дров. Неудивительно, что эта продукция быстро завоевала популярность не только в северных широтах. Якутские котлы поставляют в Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, а также в страны Азии.

Входящие в ТОР кампании выпускают также полиэтиленовые тару и трубы, асфальтобетонную смесь, многое другое. А «Сэйбиэм» создало инфраструктуру для ювелирно-гранильного кластера: здания, подъездные пути, парковочные места, насосную, пожарную станцию. Теперь тут изготовляют драгоценные, полудрагоценные, поделочные и синтетические камни. «Резидентов привлекают различные проекты, в том числе и уникальные, – отмечает управляющей «Якутии» Дмитрий Борисов. – Но все они связаны с освоением новых видов товаров и технологий».

В Мегино-Кангаласском районе республики ТОР осваивает проект строительства грузового терминала. Он облегчит завоз в Заполярье жизненно важных грузов. Полный цикл сборки, до десяти речных судов «под ключ» ежегодно, намерена осуществить компания «Жатайская судоверфь». Проектом также предусмотрена утилизация судов списанных, с последующей продажей металлолома специализированным предприятиям.  Якутия, таким образом, станет центром судостроения и обслуживания флота арктических рек.

Известны демографические проблемы ДФО, Арктики. Ситуация постепенно улучшается, но отток населения еще не остановлен. ТОР принимает свои меры, как способствовать закреплению кадров. Входящая в него «Полярная звезда» создаёт круглогодичный детский центр на 5250 человек и 138 рабочих мест. Уже проведены необходимые изыскания, проект успешно прошел государственную экспертизу. АНО АПИ оформило его в виде концессионного соглашения, с использованием новых инструментов государственной поддержки в социальной сфере.

«Он может быть применен и в других регионах Дальнего Востока.  Будет создана современная инфраструктура детского отдыха, а управлять объектом станет сам инвестор – это уже новое качество услуги в такой сфере», – считает генеральный директор АНО АПИ Леонид Петухов. До конца года текущего Агентство намерено привлечь в ТОР «Якутия» еще шесть инвесторов. Готовятся заявки на получение статуса резидента для освоения угольных месторождений, деревоперерабатывающих производств, создания центров детского отдыха и активного долголетия.

Обширен круг задач, которые решает сегодня компания «Камчаттралфлот», резидент ТОР «Камчатка». Год назад сдала в эксплуатацию перерабатывающий завод с ежесуточным производством 250 тонн мороженой рыбы, сто тысяч банок консервов, сто тонн филе. Инвестиции в этот проект превысили 2,3 млрд рублей. «Корпорация развития Дальнего Востока» была, что называется, рядом на всех этапах реализации. Выделены два земельных участка в долгосрочную аренду, оказана помощь в согласовании и получении преференций. Только за счет льгот по страховым взносам тут сэкономили около 20 процентов всех затрат. Действуют и другие льготы: по налогу на прибыль, на землю. Это позволит сократить окупаемость проекта до пяти лет. В обычной ситуации потребовался бы вдвое, а то и втрое более длительный срок.

«Кроме того, мы освобождены от уплаты пошлины на оборудование, приобретенное за рубежом. Так сэкономили еще 20 миллионов рублей. Получили компенсацию процентной ставки по кредиту, а также за расходы на строительство дороги к предприятию», – рассказывает генеральный директор ООО «Камчаттралфлот» Владимир Котов.

Уже само географическое положение ТОР «Курилы» предопределяет основную специфику производства. Конечно же, морепродукты. Этому посвящены свыше двадцати проектов, на сумму почти двадцать миллиардов рублей. Из них только треть – средства государства. Специализированные заводы будут ежегодно выпускать в океан до 210 миллионов мальков лосося. А так называемый марикультурный кластер – поставлять до ста тонн агар-агара, двухсот тонн гребешка, девятнадцати тонн трепанга.

Туризм – статья доходная

Уникальная, неповторимая красота природы Дальнего Востока издавна влечет сюда людей со всей России, зарубежных гостей. Для местных жителей это не только предмет законной гордости, но и мощный экономический ресурс, которым начинают активно пользоваться. Правда, для этого нужно создать соответствующие условия, что весьма непросто. «Ставя цель развивать туризм на Дальнем Востоке, увеличить поток посетителей, мы никуда не уйдем от базовых принципов: транспорт, жилье, достопримечательности», – напоминал хозяевам премьер Михаил Мишустин, во время своего недавнего визита.

Нынче сфера туризма рассматривается здесь, как одна из важнейших. Взять хотя бы ТОР «Камчатка».  Из 103 ее резидентов, как мы уже писали, 37 реализуют проекты с общим объемом инвестиций более ста миллиардов рублей, именно в этой отрасли. Компания «Парк «Три вулкана» предполагает создать туристический кластер. Средства, в размере 15 млрд рублей, будут вложены в строительство инфраструктуры, создание экологических маршрутов, с семнадцатью километрами горнолыжных трасс, курорта у сопки Горячей, с гостиницей на тысячу номеров.

«Чтобы гостям было комфортно, чтобы хотели сюда приезжать, нужны хорошие гостиницы, понятная и удобная логистика. Мы оказываем поддержку местным предпринимателям, привлекаем на Камчатку и зарубежных инвесторов», – поясняет генеральный директор АНО АПИ Леонид Петухов.

Так, компания «Арктик Оушен Холдинг Групп» (гонконгский Sun Group) создаст здесь туристический кластер «Азиатская деревня». Курорт на территории туристическо-рекреационного комплекса «Зеленовские Озерки» вблизи поселка Раздольный – компания HONKA. Инвестор выполнит все этапы работ: от проектирования, строительства до оформления интерьеров. Два туристических комплекса, у бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир, планируют возвести предприятия, входящие в ТОР «Курилы». Проект предусматривает создание более тысячи рабочих мест, что само по себе очень важно.

А компания с экзотическим названием «Русский соколиный центр «Камчатка» намерена создать в Мильковском районе международный центр воспроизводства и сохранения редких видов птиц этого семейства. Объект, как здесь полагают, привлечет внимание не только специалистов со всего мира, но и туристов, любителей.

Есть страны, которые можно пересечь из конца в конец в автомобиле, как говорится, на одном баке бензина. А наши пространства необозримы, измеряются не километрами – часовыми поясами. Без современной транспортной инфраструктуры не поднять производство, не улучшить деловые, культурные связи. Большое влияние на увеличение туристического потока окажет реконструкция и модернизация аэропортов, в том числе и на местных воздушных путях. Авиация, образно говоря, обруч, который скрепляет регионы России. Многое уже сделано в Приморском, Хабаровском краях. Обновлены, реконструированы не только крупные воздушные гавани. Восстанавливаются аэропорты, взлетно-посадочные полосы в отдаленных селениях. Преображается и аэропорт «Петропавловск-Камчатский» (Елизово).

         «Крыша» для бизнеса – власть

Реформатор, как и сапер, не имеет права на ошибку. Власти, приняв решение создать эти структуры, контролируют, отслеживают процесс. Установили с инвесторами обратную связь. Партнеры со стороны государства – та же КРДВ, или Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) – всегда рядом. Взаимодействие тесное, в режиме «одного окна».  Помогают установить контакты с потенциальными инвесторами, наладить отношения с налоговыми, финансовыми органами, местными администрациями, подбирать места для новых производств.

 Это позволяет быстро выявлять и устранять возникающие помехи.  Резидентам, при необходимости, разъясняют порядок применения налоговых льгот, оформления ежеквартальных отчетов. Знакомят с программами поддержки предпринимательства.  Например, как получить льготный кредит, процентная ставка по которому субсидируется государством.

Тот же «Белогорский», как и многие другие ТОР, постоянно ощущает обещанную властями всестороннюю, прежде всего материальную, поддержку. Особенно важной резиденты считают создание необходимой инфраструктуры. Так, для МЭЗ «Амурский» была построена подстанция и две ЛЭП за счет средств федерального бюджета. Еще несколько объектов энергетики реконструировано. Это позволило увеличить мощности до 7,24 МВт. А на средства из бюджета Амурской области отремонтирована автомобильная дорога по улице Производственной, до железнодорожного переезда, протяжённостью 1590 метров, и по переулку Краснобульварный, в 206 метров. Казалось бы, мелочи: метры, километр. Но это – поистине кровеносные сосуды экономики, связывающие производство с путями, по которым продукция идет к потребителю.

Пятилетие территорий опережающего развития показало их жизненность, эффективность. Сегодня здесь концентрируются современные, мощные объекты индустрии, сельского хозяйства, социальной сферы. Однако процесс их становления далеко не завершен. Это и понятно. Отладка сложного механизма хозяйствования, управления требует времени, совместных усилий всех участников процесса. И федеральные, региональные, власти, как видим, выполняют свою часть обязательств, оказывают всевозможную помощь и поддержку новым структурам.

Организуют также форумы, круглые столы, совещания, где подробно рассматриваются проблемы ТОР.  Встречаются с представителями администраций муниципалитетов и регионов, контрольно-надзорных органов и ресурсоснабжающих организаций.  Скажем, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» консультирует предпринимателей с выездом на места.   Резиденты получают исчерпывающую информацию о применении налоговых льгот, о программах поддержки предпринимательства, в частности, льготных кредитах, процентных ставках. 

Масштабы дел нынешних и грядущих, в общем, впечатляют. Вместе с этим растет и потребность в кадрах самых разных профессий: от операторов котельных и машинного доения, трактористов, судоводителей до инженеров, экономистов, менеджеров, проектировщиков. Тут особенно важно содействие федеральных, региональных структур. В частности, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике в интересах резидентов ТОР «Якутия» проводит региональные ярмарки вакансий, молодёжные «карьерные» форумы, семинары и тренинги для сотрудников предприятий. АРЧК содействует открытию новых направлений обучения в образовательных учреждениях. Так, в Республике Саха (Якутия) намерены готовить специалистов по программам «Судостроение» и «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» для АО «Жатайская судоверфь».  

На базе Уссурийского агропромышленного колледжа учащиеся осваивают новую для Приморского края специальность: «Технология мяса и мясных продуктов». В Чите прошёл «Кадровый день» – ярмарка вакансий с участием представителей ведущих предприятий Забайкалья и других регионов Дальнего Востока. Количество соискателей, получивших предложение по трудоустройству, составило около семисот человек. ООО «Мангазея Золото», «Байкальская горная компания», «СК Энергожилстрой», «Голдгеопром» представили вакансии с заработной платой от 40 до 160 тысяч рублей. В их числе – врач клинической лабораторной диагностики, диспетчер золотоизвлекательной фабрики, инженер контрольно-измерительных приборов и автоматики, машинист компрессорных установок, плавильщик, электрослесарь по ремонту оборудования, тракторист. А «Колмар», «Комсомольский НПЗ», «Улан-Удэнский авиационный завод» – с поддержкой переезда на новое место жительства.

АРЧК формирует программы профессионального обучения в соответствии с заявленной потребностью организаций. В центр занятости населения направляет перечень вакансий резидентов ТОР. В нем информация о лицах, состоящих на учете в органах служб занятости, безработных, об имеющихся возможностях трудоустройства. Списки актуальных вакансий — это Агентство размещает и на электронных площадках. Проводится первичный отбор соискателей, формируется пул потенциально интересных кандидатов. А на ярмарках вакансий можно получить и подробную информацию о положении на рынке труда, работодателях и государственных услугах в сфере занятости населения. При желании эти данные можно узнать и на портале АРЧК «Работа на Дальнем Востоке». Сейчас тут представлены более пяти тысяч вакансий: от специалистов до руководителей крупных организаций. 

Словом, ТОРы за пять минувших лет показали свою жизненность, эффективность. Сегодня их создают и в других регионах. Правительство изучает накопленный опыт, совершенствует методы управления, стимулирования. Недавно, например, оно поручило Минвостокразвития и Арктики представить новые предложения на этот счет. Речь, в частности, о внесении изменений в нормативные правовые акты РФ. С тем, чтобы максимально снизить для резидентов ТОР, осваивающих высокотехнологичные, инновационные проекты, арендные платежи за промышленные здания, построенные на средства федерального бюджета, земельные участки.

Поиск продолжается.

                            Александр Платошкин.

 

 

 

 


 [ПW1] 

 [ПW2]

Еще материалы
У приморских рыбаков две проблемы: куда сбыть минтай и как выловить лосось
Традиционная встреча приморских ученых, рыбаков, экологов, пограничников и отраслевых чиновников прошла под руководством главы Росрыболовства Ильи Шестакова
Подписано инвестиционное соглашение о развитии аэропорта Магадан
Губернатор Магаданской области Сергей Носов, генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский и генеральный директор «Новапорт Холдинг» Сергей Рудаков приняли участие в церемонии подписания инвестиционного соглашения о комплексном развитии и реконструкции объектов авиатранспортной инфраструктуры главного аэропорта региона.
Республике Саха (Якутия) – 98 лет
27 апреля – особая дата в истории Республики. В этот день образована Якутская автономия, и это положило начало новой эпохе развития региона. Времени бурного роста промышленности, образования и науки, спорта, здравоохранения и культуры.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время