ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

06.09.2017
ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

Российско-китайское соглашение  о совместной работе над МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может быть подписано на ВЭФ

 

ТЕКСТ: Ирина Дробышева

Вопросы транспортной интеграции и эффективность использования  транзитного  потенциала России остаются в центре дискуссий ВЭФ с самого первого форума, проведенного в 2015 году. В этом году российские и иностранные эксперты, представители власти и бизнеса обсудят, что уже сделано для  развития масштабных инфраструктурных проектов - международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». А сделано немало, ведь интерес – обоюдный. Эти транспортные коридоры обеспечивают северо-восточным китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь кратчайший путь к морским портам на юге Приморья, что обеспечит улучшение логистики и сокращение сроков транспортировки грузов в Японию, Южную Корею и другие страны региона, между которыми идет активная торговля, а российской стороне - зарабатывать на обслуживании транзитных перевозок. По сути, Россия и Китай прорабатывают последние детали межправительственного соглашения.

МТК увеличат ВРП

Транспортная инфраструктура обеспечивает около 20% валового регионального продукта Приморского края, а потенциал – намного больше. В декабре 2016 года правительство России утвердило концепцию развития транспортных коридоров, которые проходят через территорию края. Финансово- экономическая модель форми рования МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», подготовленная по заказу Минвостокразвития консалтинговой компанией McKinsey, обосновала, что к ним тяготеет не менее 45 млн тонн китайских грузов.

Справка: МТК «Приморье-1»: Харбин – Суйфэньхэ  – Гродеково  (РФ) – порты Владивосток,  Находка, Восточный – порты АТР. МТК «Приморье-2»: Чанчунь – Цзилинь– Хуньчунь – Камышовая  (Махалино) – Посьет – Зарубино – порты АТР.

 

Но, чтобы коридоры заработали, предстоит большая работа. Необходимо модернизировать приграничную инфраструктуру, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Также предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Для создания и управления МТК, совершенствования режима регулирования перевозок транзитных грузов будет создана совместная управляющая компания. Проекты хорошо вписываются в договоренности глав государств РФ и КНР о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

В июле этого года в Москве глава Минвостокразвития Александр Галушка и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе Хэ Лифэн подписали меморандум о сотрудничестве в области развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпинь.

Стороны договорились оказывать содействие в развитии инфраструктуры МТК, включая автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, пункты пропуска и системы связи, упростить процедуры таможенного оформления транзитных грузов, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции. Координирует реализацию проектов межведомственная рабочая группа. Она занимается подготовкой технико-экономического обоснования, согласованием условий реализации проектов, изучением вопросов формирования грузовой базы, совершенствованием механизмов регулирования МТК,

Справка: Потенциал грузовой базы МТК«Приморье-1» и МТК «Приморье-2» – 45 млн тонн в год, суммарный объем инвестиций – около 300 млрд рублей, срок окупаемости – 10 лет, доходность  – 10% годовых. Приморье готово заключить с партнерами концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода. Такая финансовая модель была одобрена правительством РФ. Экономический эффект для Приморского  края – ежегодный прирост ВРП на 4-5 процентов и создание более трех тысяч новых рабочих мест, экономия от перевозки грузов для китайской стороны составит, по оценке компании McKinsey, около $700 млн.

РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Министерства и ведомства по обе стороны границы совместно с бизнесом занимаются совершенствованием транспортной инфраструктуры и административных процедур, чтобы повысить конкурентоспособность этих маршрутов и выйти на максимальную эффективность. Расшивка узких мест на подходах к портам и создание новых перегрузочных терминалов продолжается. Для увеличения пропускной способности МТК «Приморье-1» строится альтернативной существующей – дорога «Владивосток – Находка – порт Восточный». Она проложена в обход населенных пунктов Штыково, Шкотово, Смоляниново, чтобы обеспечить скоростной проезд из Владивостока до Большого Камня, в том числе к судостроительному комплексу «Звезда» и жилым микрорайонам. В августе 2016 года сдан в эксплуатацию первый участок автотрассы протяженностью18 километров, в феврале 2017-го началось сооружение второго, его протяженность 25 километров. К 2033 году расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток- Находка-Порт Восточный составляет 30 тыс. автомобилей в сутки. Также администрация края ведет с привлечением средств федерального бюджета реконструкцию регионального и федерального участков авто- дороги Уссурийск – Пограничный – госграница. Его ориентировочная протяженность – около 22,5 км, дорога позволит вывести транзитный транспорт с улиц Уссурийска.

Начальник Дальневосточного управления Юрий Ладыгин:

– Мы уделяем особое внимание транзитным перевозкам по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2». уссурийская таможня контролирует сухопутные пункты пропуска, задействованные в их обслуживании, Находкинская и Владивостокская таможни – морские. В основном, грузы по этим маршрутам перемещаются автомобильным и железнодорожным транспортом, между контрагентами КНР и между Китаем и Республикой Корея. Номенклатура товаров – пиломатериалы хвойных пород, сборные строительные конструкции из древесины, кукуруза, соя, рис, продукты питания, одежда, моющие и косметические средства. ДВТУ проводит ежемесячный мониторинг грузоперевозок  по этим коридорам – от прибытия до отправки. Отмечу, что значительно увеличился вес товарных партий, перевезенных по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» в первом полугодии 2017 года: перевезено 5,2 тыс. тонн грузов – в 12 раз больше, чем за тот же период 2016 года. При этом при оформлении транзитной декларации было потрачено в полтора раза меньше времени, чем в 2016 году, – в среднем 38 минут. Декларирование таможенного транзита при транспортировке полностью перешло на электронный формат.

Экономический эффект для Приморского  края – ежегодный прирост ВРП на 4-5% и создание более трех тысяч новых рабочих мест.

Важнейший элемент МТК «Приморье-2» – дорога от госграницы до порта Зарубино протяженностью 71 км (ее планируется сделать платной) и нуждающиеся в кардинальной реконструкции региональные дороги «Раздольное – Хасан– Зарубино» и «Краскино – госграница». Их предстоит расширить до четырех полос, усилив дорожное полотно для проезда большегрузов. Для того, чтобы справиться с потоком тяготеющих к МТК «Приморье-2» грузам необходим большой универсальный порт. Такой проект есть– это модернизация и расширение мощностей порта в бухте Троицы (Зарубино). Группа «Сумма» и соинвесторы, в том числе китайские, планируются построить здесь контейнерный, зерновой, глиноземный и универсальный терминалы. Объединенная зерновая компания уже завершила изыскательские работы, разработала основные технические решения и схема генплана, определила потребности в транс- портной и энергетической инфра-структуре, завершила разработку проектной документации первого этапа проекта, мощность терминала составит 10 млн тонн зерна в год. Этот терминал в Зарубино уже включен в схему территориального планирования в области федерального транспорта, здесь будет действовать режим свободного порта, с соответствующими налоговыми льготами и административными преференциями.

РЖД установило на групповые отправки и контейнерные поезда по МТК «Приморье-1» понижающий коэффициент к тарифу. Время в пути по территории России для транзитных поездов – не более 13 часов. По данным ДВЖД, в 2016 году через пограничный пункт пропуска Гродеково перевезено 3 247 транзитных контейнеров (ДФЭ – в 20-футовом эквиваленте), что в 11,5 раз больше, чем в 2015 году, а в первом полугодии 2017 года 4 426 ДФЭ – больше, чем за весь 2016 год! Номенклатура грузов: пиломатериалы, изделия и конструкции из дерева, сельхозяйственные грузы. География поставок:из провинции Хэйлуньцзян в Южную Корею, Японию и на юг Китая.

С апреля для обслуживания грузов МТК «Приморье-1» китайский оператор открыл новую контейнерную линию Land Sea Channel. Она рассчитана на доставку грузов из северных и северо-восточных провинций КНР в южные порты Китая, страны АТР и Россию через терминал «Восточной стивидорной компании». На дорогу из Восточного в порт Тайцан уходит пять дней. В первый свой рейс оператор доставил 290 контейнеров с зерновыми, продуктами нефтехимии, крахмалом и листовыми материалами, а через два дня судно отправилось в обратный путь с электронной продукцией, изделиями легкой и текстильной промышленности, которые экспортируются в Россию из провинций Цзянсу и Чжэцзян в Россию. Раньше, когда грузы перемещались на судах других линий, времени уходило больше, так как суда заходили во все стоящие в ротации порты. А вот МТК «Приморье-2» транзитные грузы пока больше тестируют, что объясняется инфраструктурными ограничениями железной дороги и пограничного пункта пропуска Махалино (Камышовая). В 2011 году РЖД приобрело в собственность железнодорожный пограничный переход «Махалино», который около10 лет был в руках частной компании, из них пять лет не работал. ДВЖД инвестировало в восстановление его инфраструктуры 837,3 млн рублей, открыв в 2013 году для регулярных перевозок. В целом, по данным ДВЖД, если в 2016 году из Хуньчуня через Махалино проследовало всего два 20-футовых транзитных контейнера, а за 6 месяцев 2017 года – уже 13 ДФЭ.

– Транспортный коридор «Приморье-2» – наиболее удобный путь для грузов с северо-востока Китая в страны АТР. От отправной точки до границы с Россией всего 500 километров, и еще 60 – до ближайшего порта. Такой путь экономит время и деньги бизнесменов, поэтому китайские предприниматели заинтересованы в его развитии, – сообщил начальник производственной линии компании UGL Ди Джинлу.

В июне в Харбине первый замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и вице-губернатор провинции Хэйлунцзян Цзя Юймэй обсудили возможный объем грузовой базы МТК «Приморье-1», технические параметры инфраструктуры транспортного коридора, привлечение инвесторов, требования к регулированию для транзитных грузов и управление проектом, а другие практические вопросы организации грузоперевозок.

– Лучшую характеристику того, что мы вместе делаем, дала госпожа Цзя Юймэй, сказав: «У провинции Хэйлунцзян, наконец,  появится свое море». Благодаря модернизации инфраструктуры и облегчению процесса прохождения грузов по переходам такую возможность для провинции можно максимально приблизить, а российская сторона сможет обслуживать грузопоток, совершенствовать инфраструктуру, запускать новые заводы и предприятия… Совместное развитие международных транспортных коридоров – пример конкретного, взаимовыгодного сопряжения наших экономик, – прокомментировал Александр Осипов.

В Чанчуне замминистра про- вел переговоры по развитию МТК «Приморье-2». Руководство Чанчуньского комитета таможни КНР отметило рост объемов транс- граничной электронной торговли и потенциал для отправки почтовых отправлений по этому коридору. Такие же прогнозы дают и таможенные службы провинции Хэйлунцзян для «МТК «Приморье-1». Жителям КНР интересны, в первую очередь, продукты питания, россиянам – товары народного потребления из Китая. Для обслуживания этого товарооборота используется сортировочный центр в Екатеринбурге, для большего удобства нужен такой же на Дальнем Востоке, в зоне действия двух приморских МТК. К таким выводам пришли участники переговоров. И хотя для полноценного запуска МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» предстоит многое сделать, грузопоток растет достаточно быстрыми темпами: в 2014 году – 7,8 млн тонн, в 2016 году – 11,3 млн тонн, 5 месяцев 2017 г. – 6,6 млн. тонн. По итогам переговоров в Харбине и Чаньчуне стороны договорились с представителями власти и бизнеса двух провинций провести совместную встречу представителей государственных органов китайских провинций Цзилинь и Хейлунцзян, Минвостокразвития, администрации Приморского края, а также российского и китайского бизнеса, чтобы согласовать планы всех участников развития транспортных коридоров.

ПРОЦЕДУРЫ УЛУЧШАЮТСЯ

Для изучения проблем с транзитом в апреле этого года был проведен эксперимент с отправкой тестового контейнера. Груз выехал на автотранспорте из Чанчуня в Хуньчунь, там пересек госграницу в районе пункта пропуска Краскино и был транспортирован в порт Зарубино (Приморье), а откуда паромом в Пусан. Транспортировка по китайской территории заняла пять суток, про- хождение границы, дорога в порт Зарубино, оформление в порту и погрузка на судно – сутки, и еще сутки – дорога в Пусан. Как сообщил Леонид Петухов, руководитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта, организовавшего тестирование, выявлены проблемы, убрав которые, можно сократить время транспортировки транзита. Закон «О свободном порте Владивосток» значительно повысил привлекательность приморских транспортных коридоров, ведь с 1 октября 2016 года морские пункты пропуска Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и железнодорожный пункт пропуска Пограничный работают круглосуточно. При прохождении контроля на границе действует режим «одного окна», предварительное электронное декларирование товаров, «зеленый коридор» для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и режим свободной таможенной зоны для резидентов. Для стимулирования перевозок по приморским коридорам и сокращения времени доставки транзитных грузов из КНР правительство своим постановлением, подписанным в июне 2017 года, определило перечень железнодорожных пунктов пропуска на границе, через которые грузы будут следовать в определенные морские пункты пропуска, где и проходить процедуры таможенного оформления. По МТК «Приморье-2»– через Махалино в пункты пропуска «Зарубино» и «Посьет», по МТК «Приморье-1» – через Пограничный в пункты пропуска «Восточный», «Владивосток» и «Находка».

По данным ДВЖД, в 2016 году через пункт пропуска Гродеково перевезено 3 247 транзитных контейнеров из Китая, что в 11,5 раз больше, чем в2015 году. А в первом полугодии 2017 года - больше, чем за весь 2016 год.

 

Как отметил, замглавы Минвостокразвития Павел Волков, этот механизм будет касаться, в первую очередь, транзитных контейнерных грузов, которые транспортируются за пределы ЕАЭС. Таким образом, сокращается лишнее звено в цепочке проверок, что поможет существенно сократить сроки доставки грузов: сейчас время прохождения по коридорам – сутки, с введением нового механизма – не более 13 часов по МТК «Приморье-1» и 4-5 часов по МТК «Приморье-2».

… Подключение китайских компаний к сооружению новых портовых комплексов и модернизации действующих хорошо укладывается в концепцию транспортной доступности «Экономического пояса Шелкового пути». Так, от Муданьцзяня, который сегодня становится центром распределения грузов на Шелковом пути, до Владивостока – около 360 километров, а приморские порты – самый короткий путь к морю (от Муданьцзяня до порта Далянь – 1,4 тыс. км). Для организации транзитных перевозок в городе несколько лет назад была создана логистическая компания«Хуашэнгоюнь». Ее цель – обеспечить развитие новых логистических маршрутов через Россию, построить сухой порт, который будет соединен с морскими портами автомобильными и железными дорогами. Склады площадью 30 тыс. кв. м, контейнерный терминал и две специальные железнодорожные линии уже готовы.Аналогичные шаги предстоит сделать и российской стороне на территории Приморья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще материалы
КОНВЕЙЕР ЗАПУЩЕН
Новая экономическая политика привлекла на Дальний Восток свыше 3,3 триллионов рублей
За лучшей жизнью.  Как меняется качество жизни и труда жителей Приморского края
Успешное экономическое развитие региона и его инвестиционная привлекательность во многом зависят от качества жизни населения. Формула «кадры решают все» в наше время актуальна как никогда.
Дальний Восток: создавая новую реальность
На третьем Восточном экономическом форуме подписаны соглашения на 2,5 триллиона рублей

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время