ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

06.09.2017
ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

ЛОКОМОТИВ РАЗГОНЯЕТСЯ

Российско-китайское соглашение  о совместной работе над МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может быть подписано на ВЭФ

 

ТЕКСТ: Ирина Дробышева

Вопросы транспортной интеграции и эффективность использования  транзитного  потенциала России остаются в центре дискуссий ВЭФ с самого первого форума, проведенного в 2015 году. В этом году российские и иностранные эксперты, представители власти и бизнеса обсудят, что уже сделано для  развития масштабных инфраструктурных проектов - международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». А сделано немало, ведь интерес – обоюдный. Эти транспортные коридоры обеспечивают северо-восточным китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь кратчайший путь к морским портам на юге Приморья, что обеспечит улучшение логистики и сокращение сроков транспортировки грузов в Японию, Южную Корею и другие страны региона, между которыми идет активная торговля, а российской стороне - зарабатывать на обслуживании транзитных перевозок. По сути, Россия и Китай прорабатывают последние детали межправительственного соглашения.

МТК увеличат ВРП

Транспортная инфраструктура обеспечивает около 20% валового регионального продукта Приморского края, а потенциал – намного больше. В декабре 2016 года правительство России утвердило концепцию развития транспортных коридоров, которые проходят через территорию края. Финансово- экономическая модель форми рования МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», подготовленная по заказу Минвостокразвития консалтинговой компанией McKinsey, обосновала, что к ним тяготеет не менее 45 млн тонн китайских грузов.

Справка: МТК «Приморье-1»: Харбин – Суйфэньхэ  – Гродеково  (РФ) – порты Владивосток,  Находка, Восточный – порты АТР. МТК «Приморье-2»: Чанчунь – Цзилинь– Хуньчунь – Камышовая  (Махалино) – Посьет – Зарубино – порты АТР.

 

Но, чтобы коридоры заработали, предстоит большая работа. Необходимо модернизировать приграничную инфраструктуру, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Также предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Для создания и управления МТК, совершенствования режима регулирования перевозок транзитных грузов будет создана совместная управляющая компания. Проекты хорошо вписываются в договоренности глав государств РФ и КНР о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

В июле этого года в Москве глава Минвостокразвития Александр Галушка и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе Хэ Лифэн подписали меморандум о сотрудничестве в области развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпинь.

Стороны договорились оказывать содействие в развитии инфраструктуры МТК, включая автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, пункты пропуска и системы связи, упростить процедуры таможенного оформления транзитных грузов, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции. Координирует реализацию проектов межведомственная рабочая группа. Она занимается подготовкой технико-экономического обоснования, согласованием условий реализации проектов, изучением вопросов формирования грузовой базы, совершенствованием механизмов регулирования МТК,

Справка: Потенциал грузовой базы МТК«Приморье-1» и МТК «Приморье-2» – 45 млн тонн в год, суммарный объем инвестиций – около 300 млрд рублей, срок окупаемости – 10 лет, доходность  – 10% годовых. Приморье готово заключить с партнерами концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода. Такая финансовая модель была одобрена правительством РФ. Экономический эффект для Приморского  края – ежегодный прирост ВРП на 4-5 процентов и создание более трех тысяч новых рабочих мест, экономия от перевозки грузов для китайской стороны составит, по оценке компании McKinsey, около $700 млн.

РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Министерства и ведомства по обе стороны границы совместно с бизнесом занимаются совершенствованием транспортной инфраструктуры и административных процедур, чтобы повысить конкурентоспособность этих маршрутов и выйти на максимальную эффективность. Расшивка узких мест на подходах к портам и создание новых перегрузочных терминалов продолжается. Для увеличения пропускной способности МТК «Приморье-1» строится альтернативной существующей – дорога «Владивосток – Находка – порт Восточный». Она проложена в обход населенных пунктов Штыково, Шкотово, Смоляниново, чтобы обеспечить скоростной проезд из Владивостока до Большого Камня, в том числе к судостроительному комплексу «Звезда» и жилым микрорайонам. В августе 2016 года сдан в эксплуатацию первый участок автотрассы протяженностью18 километров, в феврале 2017-го началось сооружение второго, его протяженность 25 километров. К 2033 году расчетная интенсивность движения на дороге Владивосток- Находка-Порт Восточный составляет 30 тыс. автомобилей в сутки. Также администрация края ведет с привлечением средств федерального бюджета реконструкцию регионального и федерального участков авто- дороги Уссурийск – Пограничный – госграница. Его ориентировочная протяженность – около 22,5 км, дорога позволит вывести транзитный транспорт с улиц Уссурийска.

Начальник Дальневосточного управления Юрий Ладыгин:

– Мы уделяем особое внимание транзитным перевозкам по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2». уссурийская таможня контролирует сухопутные пункты пропуска, задействованные в их обслуживании, Находкинская и Владивостокская таможни – морские. В основном, грузы по этим маршрутам перемещаются автомобильным и железнодорожным транспортом, между контрагентами КНР и между Китаем и Республикой Корея. Номенклатура товаров – пиломатериалы хвойных пород, сборные строительные конструкции из древесины, кукуруза, соя, рис, продукты питания, одежда, моющие и косметические средства. ДВТУ проводит ежемесячный мониторинг грузоперевозок  по этим коридорам – от прибытия до отправки. Отмечу, что значительно увеличился вес товарных партий, перевезенных по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» в первом полугодии 2017 года: перевезено 5,2 тыс. тонн грузов – в 12 раз больше, чем за тот же период 2016 года. При этом при оформлении транзитной декларации было потрачено в полтора раза меньше времени, чем в 2016 году, – в среднем 38 минут. Декларирование таможенного транзита при транспортировке полностью перешло на электронный формат.

Экономический эффект для Приморского  края – ежегодный прирост ВРП на 4-5% и создание более трех тысяч новых рабочих мест.

Важнейший элемент МТК «Приморье-2» – дорога от госграницы до порта Зарубино протяженностью 71 км (ее планируется сделать платной) и нуждающиеся в кардинальной реконструкции региональные дороги «Раздольное – Хасан– Зарубино» и «Краскино – госграница». Их предстоит расширить до четырех полос, усилив дорожное полотно для проезда большегрузов. Для того, чтобы справиться с потоком тяготеющих к МТК «Приморье-2» грузам необходим большой универсальный порт. Такой проект есть– это модернизация и расширение мощностей порта в бухте Троицы (Зарубино). Группа «Сумма» и соинвесторы, в том числе китайские, планируются построить здесь контейнерный, зерновой, глиноземный и универсальный терминалы. Объединенная зерновая компания уже завершила изыскательские работы, разработала основные технические решения и схема генплана, определила потребности в транс- портной и энергетической инфра-структуре, завершила разработку проектной документации первого этапа проекта, мощность терминала составит 10 млн тонн зерна в год. Этот терминал в Зарубино уже включен в схему территориального планирования в области федерального транспорта, здесь будет действовать режим свободного порта, с соответствующими налоговыми льготами и административными преференциями.

РЖД установило на групповые отправки и контейнерные поезда по МТК «Приморье-1» понижающий коэффициент к тарифу. Время в пути по территории России для транзитных поездов – не более 13 часов. По данным ДВЖД, в 2016 году через пограничный пункт пропуска Гродеково перевезено 3 247 транзитных контейнеров (ДФЭ – в 20-футовом эквиваленте), что в 11,5 раз больше, чем в 2015 году, а в первом полугодии 2017 года 4 426 ДФЭ – больше, чем за весь 2016 год! Номенклатура грузов: пиломатериалы, изделия и конструкции из дерева, сельхозяйственные грузы. География поставок:из провинции Хэйлуньцзян в Южную Корею, Японию и на юг Китая.

С апреля для обслуживания грузов МТК «Приморье-1» китайский оператор открыл новую контейнерную линию Land Sea Channel. Она рассчитана на доставку грузов из северных и северо-восточных провинций КНР в южные порты Китая, страны АТР и Россию через терминал «Восточной стивидорной компании». На дорогу из Восточного в порт Тайцан уходит пять дней. В первый свой рейс оператор доставил 290 контейнеров с зерновыми, продуктами нефтехимии, крахмалом и листовыми материалами, а через два дня судно отправилось в обратный путь с электронной продукцией, изделиями легкой и текстильной промышленности, которые экспортируются в Россию из провинций Цзянсу и Чжэцзян в Россию. Раньше, когда грузы перемещались на судах других линий, времени уходило больше, так как суда заходили во все стоящие в ротации порты. А вот МТК «Приморье-2» транзитные грузы пока больше тестируют, что объясняется инфраструктурными ограничениями железной дороги и пограничного пункта пропуска Махалино (Камышовая). В 2011 году РЖД приобрело в собственность железнодорожный пограничный переход «Махалино», который около10 лет был в руках частной компании, из них пять лет не работал. ДВЖД инвестировало в восстановление его инфраструктуры 837,3 млн рублей, открыв в 2013 году для регулярных перевозок. В целом, по данным ДВЖД, если в 2016 году из Хуньчуня через Махалино проследовало всего два 20-футовых транзитных контейнера, а за 6 месяцев 2017 года – уже 13 ДФЭ.

– Транспортный коридор «Приморье-2» – наиболее удобный путь для грузов с северо-востока Китая в страны АТР. От отправной точки до границы с Россией всего 500 километров, и еще 60 – до ближайшего порта. Такой путь экономит время и деньги бизнесменов, поэтому китайские предприниматели заинтересованы в его развитии, – сообщил начальник производственной линии компании UGL Ди Джинлу.

В июне в Харбине первый замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и вице-губернатор провинции Хэйлунцзян Цзя Юймэй обсудили возможный объем грузовой базы МТК «Приморье-1», технические параметры инфраструктуры транспортного коридора, привлечение инвесторов, требования к регулированию для транзитных грузов и управление проектом, а другие практические вопросы организации грузоперевозок.

– Лучшую характеристику того, что мы вместе делаем, дала госпожа Цзя Юймэй, сказав: «У провинции Хэйлунцзян, наконец,  появится свое море». Благодаря модернизации инфраструктуры и облегчению процесса прохождения грузов по переходам такую возможность для провинции можно максимально приблизить, а российская сторона сможет обслуживать грузопоток, совершенствовать инфраструктуру, запускать новые заводы и предприятия… Совместное развитие международных транспортных коридоров – пример конкретного, взаимовыгодного сопряжения наших экономик, – прокомментировал Александр Осипов.

В Чанчуне замминистра про- вел переговоры по развитию МТК «Приморье-2». Руководство Чанчуньского комитета таможни КНР отметило рост объемов транс- граничной электронной торговли и потенциал для отправки почтовых отправлений по этому коридору. Такие же прогнозы дают и таможенные службы провинции Хэйлунцзян для «МТК «Приморье-1». Жителям КНР интересны, в первую очередь, продукты питания, россиянам – товары народного потребления из Китая. Для обслуживания этого товарооборота используется сортировочный центр в Екатеринбурге, для большего удобства нужен такой же на Дальнем Востоке, в зоне действия двух приморских МТК. К таким выводам пришли участники переговоров. И хотя для полноценного запуска МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» предстоит многое сделать, грузопоток растет достаточно быстрыми темпами: в 2014 году – 7,8 млн тонн, в 2016 году – 11,3 млн тонн, 5 месяцев 2017 г. – 6,6 млн. тонн. По итогам переговоров в Харбине и Чаньчуне стороны договорились с представителями власти и бизнеса двух провинций провести совместную встречу представителей государственных органов китайских провинций Цзилинь и Хейлунцзян, Минвостокразвития, администрации Приморского края, а также российского и китайского бизнеса, чтобы согласовать планы всех участников развития транспортных коридоров.

ПРОЦЕДУРЫ УЛУЧШАЮТСЯ

Для изучения проблем с транзитом в апреле этого года был проведен эксперимент с отправкой тестового контейнера. Груз выехал на автотранспорте из Чанчуня в Хуньчунь, там пересек госграницу в районе пункта пропуска Краскино и был транспортирован в порт Зарубино (Приморье), а откуда паромом в Пусан. Транспортировка по китайской территории заняла пять суток, про- хождение границы, дорога в порт Зарубино, оформление в порту и погрузка на судно – сутки, и еще сутки – дорога в Пусан. Как сообщил Леонид Петухов, руководитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта, организовавшего тестирование, выявлены проблемы, убрав которые, можно сократить время транспортировки транзита. Закон «О свободном порте Владивосток» значительно повысил привлекательность приморских транспортных коридоров, ведь с 1 октября 2016 года морские пункты пропуска Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и железнодорожный пункт пропуска Пограничный работают круглосуточно. При прохождении контроля на границе действует режим «одного окна», предварительное электронное декларирование товаров, «зеленый коридор» для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и режим свободной таможенной зоны для резидентов. Для стимулирования перевозок по приморским коридорам и сокращения времени доставки транзитных грузов из КНР правительство своим постановлением, подписанным в июне 2017 года, определило перечень железнодорожных пунктов пропуска на границе, через которые грузы будут следовать в определенные морские пункты пропуска, где и проходить процедуры таможенного оформления. По МТК «Приморье-2»– через Махалино в пункты пропуска «Зарубино» и «Посьет», по МТК «Приморье-1» – через Пограничный в пункты пропуска «Восточный», «Владивосток» и «Находка».

По данным ДВЖД, в 2016 году через пункт пропуска Гродеково перевезено 3 247 транзитных контейнеров из Китая, что в 11,5 раз больше, чем в2015 году. А в первом полугодии 2017 года - больше, чем за весь 2016 год.

 

Как отметил, замглавы Минвостокразвития Павел Волков, этот механизм будет касаться, в первую очередь, транзитных контейнерных грузов, которые транспортируются за пределы ЕАЭС. Таким образом, сокращается лишнее звено в цепочке проверок, что поможет существенно сократить сроки доставки грузов: сейчас время прохождения по коридорам – сутки, с введением нового механизма – не более 13 часов по МТК «Приморье-1» и 4-5 часов по МТК «Приморье-2».

… Подключение китайских компаний к сооружению новых портовых комплексов и модернизации действующих хорошо укладывается в концепцию транспортной доступности «Экономического пояса Шелкового пути». Так, от Муданьцзяня, который сегодня становится центром распределения грузов на Шелковом пути, до Владивостока – около 360 километров, а приморские порты – самый короткий путь к морю (от Муданьцзяня до порта Далянь – 1,4 тыс. км). Для организации транзитных перевозок в городе несколько лет назад была создана логистическая компания«Хуашэнгоюнь». Ее цель – обеспечить развитие новых логистических маршрутов через Россию, построить сухой порт, который будет соединен с морскими портами автомобильными и железными дорогами. Склады площадью 30 тыс. кв. м, контейнерный терминал и две специальные железнодорожные линии уже готовы.Аналогичные шаги предстоит сделать и российской стороне на территории Приморья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще материалы
Рыбаки Приморья ищут свою «золотую рыбку»
Казалось бы, черпай неводами, кошельками и ловушками уловы и радуйся. Но рыбаки – народ осторожный. Они все время беспокоятся по разным поводам.
ИТОГИ РАБОТЫ ВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА – 2018
IV Восточный экономический форум проходил во Владивостоке 11–13 сентября 2018 г. Основная тема Форума – «Дальний Восток: расширяя границы возможностей».
ВЭФ-2018: площадка для прорыва
Завтра открывается VI Восточный экономический форум на острове Русский.

Наши партнеры

Журнал получают

Администрация Президента РФ, Федеральное собрание РФ, аппарат Правительства РФ, аппарат полномочного представителя Президента в ДВФО, Минвостокразвития, МИД РФ, губернаторы Дальнего Востока, государственные и частные предприятия, посольства и консульства РФ в странах АТР, посольства и консульства стран АТР в России, библиотеки, Дальневосточный федеральный университет, Академия наук ДВО РАН, мэры городов и главы МО.

Архив

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время